January 6, 2023

Талоны предупреждений начинают действовать, но они незаконны


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, юрист


1 марта вступила в действие статья 118-1 нового закона (о нем «Известия» уже писали в №№ 9, 12, 20, 32), который устанавливает принцип повторности за нарушения правил дорожного движения. Теперь сводится талон предупреждений.

В рядах всех автолюбителем — и заядлых лихачей, и законопослушных граждан — легкая паника. Говорят о «реанимации» печально известных талонов предупреждений о том, что за их выдачу, за принудительное направление на сдачу экзаменов придется платить и, соответственно, иметь дополнительные хлопоты.

Однако, коллеги-водители, не спешите в районное отделение ГАИ за талонами или карточками. Не торопитесь в Сбербанк и не готовьтесь в случае лишения прав к экзаменам.

Все дело в том, что и талоны (они же — водительские карточки), и взимание платы при их получении, и сдача экзаменов (а точнее — пересдача) — все это придумано сотрудниками ГАИ для еще большего усиления своей власти. Но эти меры на сегодняшний день незаконны. И вот почему.

Давайте возьмем в руки постановление о введении закона в действие, подписанное спикером парламента, В нем прямо сказано, что правительству России поручено... «в двухмесячный срок определить порядок регистрации и учета нарушений правил дорожного движения, совершаемых водителями автомототранспортных средств».

Два месяца прошло. Постановления правительства за подписью его председателя нигде не опубликовано. Господин Черномырдин может принять самые различные решения: о выделении компьютеров каждому инспектору, об организации специальных архивов или картотек в ГАИ. Но пока за его подписью нет документа о талонах, талоны или карточки — недействительны, даже если на них стоит автограф министра внутренних дел.

Конечно, мастера казуистики из ГАИ могут сослаться на ст. 244 закона, где речь идет о временном разрешении. Но оно потому и называется временным, что выдается на ограниченный срок (как правило — до 30 суток) — до уплаты водителем штрафа. Затем же подлежит обмену на изъятое водительское удостоверение и никак не может служить учетным документом.

Верховный Совет в своем постановлении также указал, что финансирование расходов на введение системы учета нарушений правил дорожного движения должно производиться за счет средств республиканского и местных бюджетов. То есть за счет государства. И никакая ГАИ не имеет права требовать с нас плату за выдачу талона. В противном случае — снова нарушается закон.

И, уже совсем подменяя законодателя, они вводят для водителей такое несуществующее наказание, как принудительное направление на сдачу специальных экзаменов после лишения водительского удостоверения. Справедливости ради надо признать, что такая норма была в одной из статей законопроекта, представленного в Верховный Совет летом минувшего года. Депутаты ее отвергли, в закон при окончательном голосовании не включили. Тогда руководители ГАИ придумали несуществующую статью закона, закрыв глаза на азбучную истину правоведения — за одно и то же деяние дважды наказывать нельзя.