January 6, 2023

Аварий стало меньше. Но не везде


Валерий ЯКОВ, «Известия»


Госкомстат принес, наконец, с больших и малых дорог России радостную весть — на восемь процентов сократилось число ДТП и на четыре — количество погибших.

Довольные милицейские чиновники скромно напоминают — мы-де этот успех очень даже прогнозировали, когда требовали повышения штрафных санкций. Результат налицо: стоило ударить рублем по человеку за баранкой — и на дорогах наметился порядок. Аварии, конечно, происходят, только за десять месяцев прошлого года их было 154 тысячи. И погибших немало, за тот же период — тридцать тысяч человек. Но главное, говорят, наметилась подвижка, вот что приятно. Значит, следует и дальше ужесточать меры ответственности водителей, тогда на дорогах совсем хорошо будет.

С чувством глубокого удовлетворения восприняли в ГАИ радостную весть из парламента, который, наконец, принял закон, предусматривающий усиление административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Благодаря этому закону каждый инспектор ГАИ, который, как известно, и так на дороге хозяин, отныне и вовсе станет королем. Одним взмахом полосатой палочки он будет решать судьбу водителя и участь автомобиля. Проколет вторую дырочку в возрожденном талоне — и водитель почти рецидивист. Накинет парочку штрафных баллов, и автомобилист, как последний двоечник, отправится на пересдачу, найдет «достаточные основания»—и машина задержана, а владелец, «отстраненный от управления», может следовать дальше пешим ходом. Не закон, а мечта для каждого несознательного милиционера, который до сих пор еще не додумался, как повысить собственное благосостояние. Раньше, говорят, приходилось вместо материальной помощи у начальства радар просить и прятаться где-нибудь в темном месте, лихачей шерстить. Теперь и без радара каждый сможет сам стать хозяином своей материальной судьбы.

Сознательные сотрудники ГАИ акцентируют внимание на другом — все на той же статистике, уверяя, что порядка на дорогах станет еще больше. Тем более что, судя по итогам прошлого года, в подавляющем большинстве дорожных происшествий виноваты сами водители, треть из которых — частники.

У меня, как журналиста и водителя, нет оснований не доверять фактам Госкомстата, который, кажется, знает все. Даже то, что при общем снижении аварийности количество ДТП возросло в Магаданской, Сахалинской, Мурманской и других восточных и северных областях России. Что больше жертв стало на дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. Но мне еще хотелось бы узнать — сколько частников из благополучных по статистике областей поставили свои машины «на прикол» из-за цен на бензин или отсутствие оного, насколько меньше го с автомобилей выходило на трассу из-за проблем с горючим, стоимости запчастей, сокращения поездок в недавние братские республики?.. Не эти ли факторы, отсутствующие в графах статистических отчетов, и сыграли решающую роль в появлении радужных процентов?

«Известия» 18 января 1993 года