Кому я должен – всем прощаю…
События и публикации 16 сентября 1992 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
«Когда власть создает условия для своего свержения, она морально устойчива». «Парадоксы власти есть в любом государстве. Российский парадокс отличается тем, что идет порочное, хаотичное разделение политической и экономической власти, когда отторгаются самые энергичные, дееспособные слои специалистов, деловых людей, политиков».
«Российская газета» второй день подряд публикует отрывки из книги Руслана Хасбулатова «Власть: размышления спикера».
Публикация накануне началась с цитаты, которую я привел в начале статьи. «В самом деле, власть всегда должна быть готова уйти. Она должна создавать все условия, чтобы ее могли устранить, но именно в этих условиях она и должна обретать устойчивость. Этой цели служит прежде всего оппозиция», – Руслан Имранович. Первая часть публикации посвящена взаимоотношениям между президентом и парламентом.
16-го «РГ» публикует вторую часть, в основном критикующую экономические реформы Гайдара. Честно говоря, читая тогда эти отрывки из книги, я воспринимал их с раздражением, считая, что спикер просто оправдается за свою антиельцинскую позицию, пытаясь красивыми фразами закамуфлировать непонимание происходящего в стране. Сегодня, перечитывая эти строки вновь, я по некоторым вопросам соглашаюсь с Хасбулатовым. Но сегодня – это тридцать лет спустя, когда отчетливо видны все ошибки и достижения на пути, пройденном за эти годы.
Хотя, наверное, все же, я поддаюсь обаянию хасбулатовской риторики. Очень точно о способностях Руслана Имрановича в своей книге «Роман с президентом» написал Вячеслав Костиков:
«Примерно в это время (речь идет как раз об осени 1992 года – А.Ж.) я познакомился с конфиденциальной запиской, подготовленной для президента, где говорилось о «феномене Хасбулатова». Речь в ней шла о том, что Хасбулатов сумел создать редкое, может быть, уникальное в мировой практике явление – парламентскую диктатуру, при которой ценности парламентаризма громко провозглашались на словах, а на деле это было полное его отрицание и уничтожение. В основе парламентаризма по-хасбулатовски лежало полное забвение не только политической, но и вообще всякой морали. Сочетая тактику кнута и пряника, восточное коварство и флорентийскую хитрость, Хасбулатов сумел полностью монополизировать власть в законодательном органе, довел почти до совершенства механизмы манипулирования депутатами. Несмотря на все разнообразие оппозиционных президенту фракций в парламенте, он сумел стать несомненным лидером оппозиции в целом. Жажда власти привела его к тому, что из признанного демократического деятеля он стал одним из центров прокоммунистической оппозиции».
Было и остается загадкой: как проницательный и осторожный Ельцин, прошедший «аппаратную школу» КПСС, сумел проглядеть такое в Хасбулатове. Фактически, два ближайших его соратника – Хасбулатов и Руцкой, на которых Борис Николаевич, можно сказать, делал ставку и предполагал опираться, в самый тяжелый момент предали его. Не исключаю, что причина в том, что на начальном этапе, когда под знамена демократов допускались все, только бы они не были запятнаны коммунистическо-номенклатурным прошлым. Хасбулатов как раз и оказался таким – экономист, профессор, доктор наук. И не более…
«Лишь позднее стало очевидно, что в лице Хасбулатова президентская команда обрела хитрого и коварного противника. Опасность, однако, заключалась не в самом Хасбулатове, а в том, что в силу обстоятельств он получил в союзники прокоммунистические Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Это был союз огромной разрушительной силы», – пишет Костиков…
«Известия» публикуют отчет о встрече в столице Франции представителей государств-участниц так называемого «Парижского клуба». Напомню, что в этом неформальном «клубе» состоят государства – крупнейшие кредиторы. Та встреча была посвящена задолженности России Западу по долгосрочным и среднесрочным кредитам на общую сумму около 33 миллиардов долларов. «В результате никакого решения принято не было. И хотя глава российской делегации, министр внешних экономических связей Петр Авен заявил после окончания встречи корреспонденту ИТАР-ТАСС, что принятие такового и не было запланировано, это, видимо, неважный сигнал для России», – пишут «Известия».
Газета приводит мнение главы Института международных финансов Хорста Шульмана: «Экономика России находится в состоянии хаоса, и эта страна недостойна отсрочек платежей по долгам и предоставления новых кредитов». По мнению Шульмана, Россия в этом году получила достаточную экспортную выручку, чтобы внести пять миллиардов долларов, причитающихся западным кредиторам, а заплатила реально всего 500 миллионов. Одной из главных причин этой парадоксальной ситуации Шульман считал «тайное бегство капиталов»: российские предприятия, в том числе и государственные, предпочитают оставлять свои доходы от экспорта за границей, сокращая, таким образом, поступления в казну.
Позволю себе напомнить, что при распаде СССР Россия полностью взяла на себя все его долги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в январе 1992 года обратилась к кредиторам с просьбой растянуть выплату на двадцать лет. После этого были еще три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные выплаты в период с декабря 1991 года по конец 1995 года.
В апреле 1996 года было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации приблизительно 40 млрд. долларов задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы было запланировано выплатить в период до 2020 г., остальные 55% – до 2016-го. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличивая, было запланировано производить с 2002 г. Соответствующие переговоры завершились подписанием Соглашения от 29 апреля 1996 года о долгосрочной реструктуризации задолженности бывшего СССР.
Кстати, спустя ровно пять лет после событий, который описывают «Известия», 17 сентября 1997 года Россия вступила в Парижский клуб в качестве полноправного члена. Хотя политическое решение о приеме России в Парижский клуб принималось на встречах «большой семерки» во французском Лионе в июне 1996 года и спустя год – в американском Денвере. А в сентябре 97-го тогдашний председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе и Анатолий Чубайс, тогдашний вице-премьер российского правительства, подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника. С этого дня Россия получила возможность требовать возврата советских долгов развивающихся стран.
Принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов было связано для нас не только с получением политических преимуществ, но и с рядом определенных экономических выгод: повышение кредитного рейтинга, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками.
Это оказалось весьма кстати в 1998 году, когда разразился долговой кризис. Именно тогда долг достиг исторического пика – 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим. И только после 2002 года, когда в страну снова хлынул поток нефтедолларов, начались регулярные выплаты по долгам. Более того, Россия получила возможность закрыть задолженность досрочно, что и было сделано в августе 2006 года. Последний транш, который перевела Россия, оказался самым большим - 21,3 млрд. долларов. За то, что Парижский клуб разрешил нам расплатиться досрочно, пришлось заплатить «премию» - 1 млрд. евро. Правда, экономия тоже оказалась немаленькой – около 8 млрд. долларов. Но, занимать после этого мы не перестали. На сегодня общий госдолг России составляет около 48 млрд. долларов.
Между тем, начиная с 1992 года, Россия активно списывает долги третьих стран нам. В 1992 году были списаны 2,55 млрд. долларов из 3,11 млрд. долларов долга Никарагуа. После этого – поставки товаров в кредит – продолжались. И в 1996 году были списаны еще 90% из 3,4 млрд. долларов долга Никарагуа. В том же 1996-м Россия списала 3,5 млрд. долл. из 5 млрд. долл. долга Анголы. По условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен до 2016 года в виде векселей.
В июне 1999 года в рамках Парижского клуба кредиторов подписано Кельнское соглашение, в соответствии с которым РФ в 2000-2003 годах списала от 60% до 90% долгов целого ряда стран: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет.
Самое интересное, что в 2003 году РФ простила почти 10-миллиардный долг новому правительству Ирака, хотя эта страна никогда не отказывалась платить по долгам. Аналогичный подарок был преподнесен Сирии в таком же объеме, хотя она всегда считалась неплохим плательщиком и обладает весьма неплохой репутацией в финансовой сфере.
В 2010 году Россия списала остаток долга Афганистана в объеме 891 млн. долларов, а весь объем списания этой стране достиг 12 млрд. долларов.
И наконец, о приятном: по данным Министерства финансов США, Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США. В марте 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 120.1 млрд. долларов.
Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.