От перестановки слагаемых КГБ все-равно остается
День за днем. События и публикации 23 декабря 1993 года комментирует обозреватель Игорь Корольков*
В начале декабря (№№ 232-234) «Известия» дали мощный залп по службе госбезопасности России, которая на то время называлась ФСК. В трех номерах («Лубянка: будет ли этому конец?») Евгения Альбац подвергла анализу деятельность советско-российских спецслужб и безуспешные попытки их реформирования. «Государства в государстве больше не будет» - процитировала автор статьи слова Михаила Горбачева, которые президент СССР произнес сразу же после возвращения из Фороса. Именно КГБ было ядром неудавшегося государственного переворота в августе 1991 года, а потому казалась очевидной необходимость ликвидации монстра, которого побаивались все, в том числе и первые лица государства. Горбачев почти слово в слово повторил обещание Никиты Хрущева, которое тот дал в свое время, но не сдержал его и лишился поста Генерального секретаря ЦК КПСС, благодаря участию в заговоре ключевой фигуры – председателя КГБ СССР Семичастного.
Борис Ельцин тоже понимал, что со спецслужбами надо что-то делать, в таком виде, в каком они дожили до начала девяностых, они больше не могут существовать – новая эпоха, другая страна, иные задачи. Но как подступиться к ведомству, без которого, с одной стороны, государство обойтись не может, а, с другой, чувствует на своей шее ее властную руку?
Все, что происходило, начиная с августа 1991-го года по осень 1993-го, лишь говорило о понимании необходимости реформирования спецслужб, но отсутствии представлений, как это сделать. А главное, никто не знал, какими они должны быть. Сформированные как политическая полиция и доведенные в этой цели до совершенства, они требовали кардинальных перемен. Но каких? Крючкова, отправленного в Лефортово, сменил Бакатин. Но с распадом СССР ушел в небытие и последний начальник КГБ. Ведомство, переименованное в Министерство безопасности Российской Федерации, возглавил Виктор Баранников. Баранникова сменил Николай Голушко. При нем МБ стало называться федеральной службой контрразведки – ФСК. Но, как говорится, от перестановки мест слагаемых сумма оставалась прежней.
«Эти два года показали, - писала автор статьи, - что для такой структуры, как КГБ, для того, чтобы она могла функционировать именно как политическая полиция и отравлять жизнь обществу, не так уж важна и форма государственного устройства. То есть, кто сидит на Старой площади – ЦК КПСС или правительство реформ, кто правит страной – генеральный секретарь или президент, какой строй объявлен – социалистический или демократический.Система госбезопасности порочна в своей основе. И потому простому реформированию, бумажному обновлению – не поддается. И не поддастся».
«Почему демократы, пришедшие к власти после августа 1991 года, - те самые демократы, которые на всех митингах и демонстрациях времен перестройки говорили о необходимости ликвидации политической полиции, почему именно этого они не захотели сделать?»
Действительно, почему? Только ли потому, что не представляли, с какого конца подступиться к реформе могущественного ведомства?
«…КГБ в той политической игре понадобился, - убеждена Альбац. – Его стали использовать: Горбачев – против Ельцина, Ельцин – против Горбачева, сторонники президента России – против сторонников Хасбулатова и – наоборот. Позже узнаю: уже той осенью телефонные аппараты правительственной связи – и в российском Белом доме, и в союзном еще Кремле – были не лишены внимательного уха, а на столы конфликтующих сторон ложились отчеты о конфиденциальных переговорах оппонентов.
Так КГБ был востребован - и демократами в том числе. Так был упущен исторический шанс спокойно и без крови ликвидировать политическую полицию».
КГБ был востребован, считает автор публикации в «Известиях», в самой отвратительной своей ипостаси – в сфере подслушивания и подглядывания за политическими противниками. Это очень опасные игры, замечает журналист. Во-первых, за подобные одолжения приходится расплачиваться, во-вторых, появляется зависимость от чекистов – они становятся носителями информации, о которой власть имущие предпочитают не распространяться, в-третьих, развязывает комитетчикам руки.
«Итак, первая причина, по которой новые власти не ликвидировали КГБ, заключается в ментальности наших российских политиков, полагающих «подслушивание и подглядывание» - нормальным, приемлемым способом политической борьбы», - подводит итог автор. Однако, замечает она, есть и вторая.
Через несколько месяцев после своего назначения руководителем московской госбезопасности, рассказывает Альбац, Евгений Савостьянов, один из основателей движения «Демократическая Россия», пригласил к себе своего подчиненного и предложил высокую должность. В его обязанности входило следить за коммунистами. Офицер отказался от такой работы, но нашелся другой.
Госбезопасность занялась привычным политическим сыском.
Автор «Известий» ссылается на опыт США. В 1978 году конгресс принял новый устав ФБР, в котором записано, что ФБР запрещается проводить расследования, связанные с политическими и религиозными взглядами граждан. Не надо думать, пишет Альбац, что американцам намного легче, чем нам: в США со всего мира съезжается самый разный народ с самыми разными политическими взглядами – и коммунисты там есть, и фашисты, и куклусклановцы… Но американцы обожглись на маккартизме, на Гувере, главе ФБР, собиравшем досье на всех, в том числе и на президентов, на импичменте Никсона и поняли: даже в стране с такой правовой базой и правовыми традициями, как США, секретным службам опасно предоставлять право на политические расследования.
У нас же, как бы в обновляемой России, представление о том, что управление государством невозможно без политического сыска настолько въелось в сознание людей, что они даже мысли не допускают управлять как-то иначе. Глава парламентского Комитета по обороне и безопасности, разрабатывавший концепцию контроля за органами госбезопасности, Сергей Степашин в одном из интервью заявил, что считает необходимым «реанимировать пятерку» - пятое управление, идеологическую контрразведку. Она, по представлению Степашина, должна «работать по структурам». То есть по политическим партиям и движениям.
Но что же делать со спецслужбой, идеально отрегулированной для работы при тоталитарном режиме и непригодной для работы в обществе, начавшей демократические преобразования? Прежде всего, считает автор статьи, необходимо определиться с тем, каковы интересы России внутри страны и за рубежом, чтобы знать, что защищать. Во- вторых, полагает журналист, КГБ необходимо ликвидировать, а на его месте создать цивилизованное разведывательное сообщество. Это обошлось бы государству дешевле, чем пытаться переделать то, что переделке в принципе не подлежит. В-третьих, не должно быть никакого министерства безопасности, а должны быть службы, обслуживающие «сегменты общества» и поставляющие информацию независимо друг от друга. Подчиняться они должны людям гражданским.
«Потому что, - пишет автор статьи в «Известиях», - не сами генералы и полковники КГБ или МБ станут решать, от кого им защищать государственную безопасность, а гражданские лица (не политики – государственные служащие), ни зарплатой, ни званием, ни карьерой с органами не связанные. Именно они будут ставить перед контрразведчиками конкретные задачи. А вот «как» эти задачи выполнить – это уже дело профессионалов».
Не стоит бояться, считает автор статьи, что секретных служб может быть много. В США функции КГБ выполняют 28 различных управлений, бюро, агентств… Большинство из них кормятся из государственного кармана и бдительно следят друг за другом, о всяческих нарушениях, допущенных конкурентами, сообщают в специальную комиссию конгресса.
По мнению журналиста, чрезвычайно важен и вопрос открытости финансирования спецслужб. Ведь сюда выделяются огромные деньги! Как и на что они используются в нашей стране, знают единицы. А должно знать все общество.
«Я не поленилась, - пишет Альбац, - позвонила в Вашингтон – в пресс-службу Федерального бюро расследований. Там сообщили, что бюджет ФБР на 1994 год… составляет 2 миллиарда 38 миллионов долларов – на 63 миллиона больше, чем в прошлом году. В справочнике «Мировой альманах. Книга фактов», который в США расходится тиражом в несколько миллионов экземпляров, я нашла данные за предыдущие годы».
Почему же у нас из этого сделали непроницаемую тайну?
Основываясь на мнении многих своих влиятельных собеседников, в том числе, насколько могу судить, и из самой госбезопасности, автор статьи в «Известиях» высказала целый ряд предложений, реализация которых помогла бы создать сильную, но безопасную для общества службу разведки и контрразведки. Основополагающий же принцип реформ изложен в высказывании бывшего узника советских лагерей Льва Тимофеева:
«КГБ не организация, которую можно улучшить или ухудшить. КГБ – это состояние общества, болезнь общественной совести. Общество выздоровеет только тогда, когда КГБ будет уничтожен».
Думаю, появление в трех номерах уважаемой газеты статьи, затрагивающей одну из самых болезненных проблем общества, не случайно. Вопрос о том, что президент готовит указ о реформировании спецслужбы, витал в воздухе, и статья, вобравшая в себя прогрессивные мысли того периода, видимо, должна была, с одной стороны, подготовить общество к возможным переменам, а, с другой, поддержать реформу – чтобы она была более решительной и действенной.
Двадцать первого декабря Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности РФ и создании Федеральной службы контрразведки. Двадцать третьего декабря «Известия» вышли с заголовком «ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, МБ, ФСК… Лубянке приказано измениться». В нем читается ирония.
Прошло двадцать лет. ФСК переименовали в ФСБ. Но суть организации от этого не изменилась. Я только что вернулся из Сочи, знакомился со строительством Олимпийских объектов. Строительство ведется, что называется, по живому, подминая судьбы людей. Граждане пытались протестовать, потом перестали. Стойкое сопротивление оказывали в Красной Поляне. Я хотел поговорить с этими людьми. Они отказались. Пояснили: ситуацию контролирует ФСБ. С недовольными беседуют и находят способы урезонить их.
Все остается как прежде. И даже хуже.
Вот новость, только что размещенная в Интернете.
«СК закончил расследование дела об убийстве известного авиаконструктора и бизнесмена из подмосковного Жуковского Идриса Файзуллина, совершенном в марте 2011 года, сообщает «Коммерсантъ». Организаторами преступления следствие считает высокопоставленных офицеров ФСБ России — полковников Ивана Угарова и Андрея Лелетко. По версии следствия, чекисты «заказали» бизнесмена, чтобы завладеть принадлежавшим ему зданием в Жуковском, а затем приказали ликвидировать киллера».
Игорь Корольков. Работал в «Комсомольской правде», «Известиях», «Российской газете» (1991 год), «Московских новостях». Специализировался на журналистских расследованиях. Лауреат премии Союза журналистов России и Академии свободной прессы.