Подводная лодка из бухты «Могила»
Гангстеры мешают ЦРУ
Продолжение. Начало см. в №№ 154, 155.
Пока советское командование думало, рискнут ли американцы поднимать лодку или нет, те сложа руки не сидели. Прошло немного времени, и вдруг сенсационное сообщение: «ЦРУ США поднята со дна Тихого океана затонувшая советская лодка». Первым откликнулся МИД СССР, послав США ноту: Ваши службы тайно, в нарушение международно-правовых норм, подняли наш корабль и т. д. и т. п.
Госдепартамент США отпарировал: «А вы не объявляли о гибели своей подводной лодки. Следовательно, по нормам Международного морского права — это ничейное имущество...»
Тогда МИД СССР направил вторую ноту: «Вы нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу...»
Госдепартамент США: «Ничего подобного. Погибшие моряки захоронены в море по всем правилам, принятым в Советском Военно-Морском Флоте. Вам направляется копия кинофильма...»
— После этого, — вспоминает контр-адмирал Штыров, — наши правовики-международники и дипломаты замолчали, так как сказать было нечего. Наступил период грозных указаний из Москвы: выделить боевые корабли, направить на постоянное барражирование в район гибели ПЛ-574, не допустить продолжения американцами работ, вплоть до бомбежки района...
— Зачем такая предосторожность? Ведь американцы почти все, что их интересовало, извлекли...
— Это была действительно запоздалая реакция с нашей стороны. И все же, как позже стало известно, американцы не достигли основной цели: шифродокументы в их руки не попали. Причина оказалась неожиданной как для американцев, так и для нас. Все дело в том, что командир ПЛ-574 капитан I ранга Владимир Кобзарь был человеком высокого роста. Ему приходилось спать в своей командирской каюте скрючившись. Однажды, когда лодка стояла в заводе, он договорился с инженером-строителем, чтобы шифр-пост перенесли в ракетный отсек и таким образом расширили капитанскую каюту. Я разыскал этого инженера-строителя. И он подтвердил факт переноса шифр-поста. Так что, решив задачу только частично, позже американцы планировали поднять и кормовую часть.
Однако в управлении фирмы произошла кража. В руки преступников среди прочих документов попал также и текст секретного контракта. Заполучив этот документ, преступники начали шантаж руководства фирмы, грозя в случае неудовлетворения их условий предать контракт огласке. Тут же вмешался директор ЦРУ Уильям Колби и через газету «Лос-Анджелес таймс» (от 8.02.1975 года) обратился к руководителям средств массовой информации и редакторам крупных газет с призывом хранить молчание по вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности. Однако известный американский журналист Джек Андерсон под предлогом налоговых нарушений, якобы допущенных фирмой, строившей «Гломэр Эксплорер», выступил в газете «Нью-Йорк таймс» (от 18.03.1975 года) и тем самым положил конец молчанию.
Разразилась буря... И только наши газеты хранили гробовое молчание.
Вскоре после скандала с операцией «Джениффер» главные ее вдохновители сошли со сцены: директор ЦРУ У. Колби был освобожден от должности, миллиардер Г. Хьюз умер, а Р. Никсон вынужден был уйти в связи с уотергейтским делом.
— Сколько погибших советских подводников удалось извлечь американцам?
— Думаю, что в момент катастрофы в первом и втором отсеках находился почти весь свободный от вахты личный состав. Насколько мне известно, среди извлеченных опознан один офицер. Очевидно, это был командир БЧ-З (минно-торпедной боевой части), так как рядом с ним оказался эксплуатационный журнал торпед.
Американцы смогли даже определить возраст, национальность погибших подводников. Как уже говорили, поднятые члены экипажа были перезахоронены в море представителями ВМС США по ритуалу, принятому в Советском ВМФ с исполнением Гимна СССР, погребение заснято на цветную кинопленку, которая осела в анналах ЦРУ.
— И все же. Анатолий Тихонович, что могло произойти с нашей лодкой 8 марта 1968 года?
— Этот вопрос не дает мне покоя и сегодня... Я думаю, что наша лодка была все-таки протаранена следовавшей за ней атомной подводной лодкой типа «Скейт» — «Суордфиш».
До столкновения наша ПЛ-574 шла под РДП и из-за шума дизеля была глуха. Столкновение произошло вечером 8 марта. Предположительно атомная подложка опасно маневрировала на малых дистанциях, подныривала под нашу. Произошло столкновение. ПЛ-574 пошла на дно, а американская через трое суток пришла в военно-морскую базу Йокосука (Япония) со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение ночи был скрытно проведен косметический ремонт, и «Суорфиш» покинула базу. У меня были данные, что с экипажа американской подлодки была взята подписка о строгом соблюдении тайны аварии. И еще: именно факт столкновения подводных лодок позволил американцам узнать место гибели нашей лодки с большой точностью. Вскоре туда был направлен батискаф «Триест-2», который обследовал район, уточнил координаты и внешнее состояние лодки. Американцы же скрыли факт столкновения, чтобы выгородить командира «Суордфиша» в преднамеренном уничтожении советской лодки.
А вот мнение главного штурмана ВМФ контр-адмирала В. Алексина:
— Я не исключаю, что наша лодка могла попасть под таранный удар надводного корабля или судна. Но все-таки наиболее вероятной причиной, на мой взгляд, является столкновение с другой подводной лодкой. Впервые эта мысль появилась у меня в конце октября 1968 года, когда я узнал, что в марте того же года в японский порт Йокосука пришла изуродованная атомная подводная лодка ВМС США «Суордфиш».
Весной 1970 года в полигоне боевой подготовки у побережья Камчатки в подводном положении столкнулись наша атомная ПЛ и американская АПЛ «Тотог». Удар был нанесен со стороны правого борта рубкой в кормовой стабилизатор, отчего эта прочная конструкция более чем на метр вдавилась внутрь легкого корпуса. В то же самое время и в том же самом районе у Камчатки АПЛ ВМС США «Пентадо» прошлась своим килем по крышкам шахт нашей ракетной АПЛ. В обоих случаях столкновения случились при изменении нашими лодками курса или глубины погружения.
Вообще за 20-летний период, с 1967 по 1986 год, такие столкновения случались часто — почти ежегодно. Все эти случаи преднамеренными считать, по-моему, нельзя, так как они гибельны в равной степени для обеих подводных лодок. Это свидетельствует, скорее, о недостатках в гидроакустических средствах наблюдения как АПЛ ВМС США, так и наших, а также о недостатках в уровне подготовки личного состава и организации службы тех и других ПЛ.
И еще: когда я просмотрел зарубежные материалы по операции «Джениффер», то узнал, что перед подъемом ПЛ-574 лежала на грунте на ровном киле и почти без крена. А в районе переборки между вторым и третьим отсеками в легком корпусе с левого борта лодки зияла узкая и глубокая пробоина, как от удара огромным топором на всю высоту корпуса. Такой же пролом, без сомнения, был и в прочном корпусе лодки. Никаких выдвижных устройств не поднято. Значит, столкновение Произошло в подводном положении.