August 18

Подводная лодка из бухты «Могила»

«Гломер Эксплорер» поднимает ПЛ-574

Продолжение. Начало см. в № 154.


Николай БУРБЫГА. «Известия»


В июле 1973 года судно «Гломер Эксплорер» было построено. Его водоизмещение — 36.000 тонн, длина — 188,38 метра, ширина — 35.05 метра. Шесть дизельных двигателей общей мощностью 12.000 л. с. обесле. чивали судну скорость 12 узлов, а также высокую маневренность. Техническую оснастку его составляли выдвижной кран и мощное лебедочное устройство, а также система насосов. В средней части судна была предусмотрена гигантская шахта, называвшаяся «Лунный бассейн». Ее длина — 60,6 м и ширина — 22 м.

4 июля 1974 года «Эксплорер» вышел в море. Несколько дней ходил галса и по району предполагаемой гибели ПЛ-574. На. конец место было определено, и «Эксплорер» приступил к оборудованию позиции.

«В этом же районе находился и советский траулер, — вспоминал в своей книге Клайд Берли, сон. — Русские стали наблюдать за действиями „Эксплорера“. И тогда американцы, находившиеся на вертолетной площадке, сняли дружно штаны и повернулись к траулеру спиной. Интерес со стороны советских к „Эксплореру“ тут же пропал…»

А дальше произошло вот что. Американцы приступили к подъ-ему лодки. Подъемное оборудование работало исправно. И «Гломер» уже начал было подъем лодки, когда на глубине 2700 метров лодка разломи-лась. Удалось поднять только носовую часть субмарины. Остальное — рубка, центральный пост управления, ракетные шахты, а также энергетическая установка снова затонули.

В конце марта 1975 года во многих газетах (разумеется, кроме советских) появились сообщения о том, что ЦРУ США уда. лось поднять ПЛ-574 со дна моря летом 1974 года при помощи специально построенного судна. Часть подводной лодки была поднята 4 июля 1974 года. Подводная лодка была оснащена тремя баллистический ракетами с ядерным зарядом, кроме того, согласно неназванным официальным источникам имелись свидетельства о том. что на борту лодки находились торпеды с ядерными боеголовками. Сообщалось и о том. что в поднятой носовой части лодки было обнаружено несколько десятков трупов советских подводников, которые затем были похоронены в море со всеми воинскими почестями. Их накрыли советским военно-морским флагом. Церемонию погребения проводили американские военные священники, читая заупокойную молитву на русском и английском языках. При этом были приспущены флаги и сыграны национальные гимны США и СССР. Церемония была снята на кинопленку и записана на магнитофон на тот случай, если операция будет рассекречена и русские попытаются обвинить американцев в неуважении к погибшим. Как показала практика, американцы не зря документировали соблюдение законов своей страны.

Всего «Гломер» находился из позиции 40 дней. В августе 1974 года судно ушло к острову Маун, где большую часть команды сняли с судна, и экскурсионной подводной лодкой со стеклянным дном отправили на берег.

Вскоре 25 грузовиков отвезли оборудование, снятое с советской ПЛ-574, в Редвуд Сити.

Что же могли найти американцы в носовой части ПЛ? По мнению советских экспертов, в носовой части могли быть торпеды, гидролокационное оборудование и запасные ракеты…

Осенью 1974 года «Гломер Эксплорер» вернулся в Сан-Диего. Проект «Дженифер», обошедшийся американским налогоплательщикам более чем в 200 миллионов долларов, был осуществлен, можно сказать, блестяще.

Располагая сведениями, что американцы будут поднимать нашу подводную лодку, почему на все это мы взирали со стороны?

Сработал в данном случае классический принцип: как бы чего не вышло, да и неверие в то, что подобное возможно. Ведь ПЛ-574 лежала на глубине более 5 километров, — рассказывает контр-адмирал Анатолий Штыров. — В 1974 году я обратил внимание на появление в центре северной части Тихого океана специального судна типа «Гломер Челленджер». Район действий судна совпадал с центром района поиска нашей ПЛ-574. Что же могли делать в том районе американцы?

Мне было известно, что фирма «Гломер» использовала свои суда (их было зарегистрировано 9 единиц) для исследования шельфов и бурения морского дна на прибрежных материковых склонах с глубинами порядка 200 метров. Но в глубоководных районах суда эти не работали. Доложил по команде. Но от моих подозрений руководство отмахнулось. И тогда я по своей инициативе подготовил карту района и докладную записку. Комфлота адмирал Н. Смирнов быстро вник в суть дела и пришел в возбужденное состояние:

— Готовьте корабли! Посадить специалистов, начинить аппаратурой и направить в район.

Через несколько дней в район вышел наш самый быстроходный специальный корабль. Прибыл и обнаружил судно непонятной конструкции размером с футбольное поле. Посредине — фермы, похожие на нефтяные вышки. Якорных цепей и швартовых бочек не видно, тем не менее судно удерживается на месте. Вот и вся информация. А через трое суток судно «Гломер» покинуло район и легло курсом на Гавайские острова.

Позже «Гломер» снова был запеленгован в исходном районе. Послать большой боевой корабль в центр океана в условиях непрерывных штормов флоту было не по карману. В начале марта в южной части океана находились корабли Тихоокеанской гидрографической экспедиции для обеспечения полета космонавтов. Один из таких кораблей — «Чажма»—по нашей просьбе повернул в район и, обнаружив «Гломер Эксплорер», начал слежение. По ночам, когда на КП флота наступало относительное затишье и связь была разгружена, я приходил к связистам и вызывал командира «Чажмы». По крохам выуживал у него информацию. Он утверждал: все признаки, что американцы ищут нефть. Через неделю он взмолился: у нею на судне запасы на пределе! Позже мне удалось выбить у командования флотом океанский спасательный буксир МБ-136. Посадили на него глазастых парней. Но по сравнению с предыдущими кораблями это, конечно, слезы. Что у них? Бинокль, записная книжка… Через десять суток МБ-136 тоже взмолился: запасов в обрез — только на переход до Петропавловска. В апреле — мае стали посылать в район самолеты. Прилетят, «мазнут» радаром по горизонту и — на аэродром. В июле я не выдержал и попросил у командующего флотом время для специального доклада.

— «Гломер Эксплорер» за вершает подготовительный цикл работ к подъему ПЛ-574. Доказательства: раньше «Эксплорер» работал в радиосети фирмы, сейчас перешел на скрытые каналы. Дайте корабль!

— Лишних кораблей у меня нет.— отрезал командующий.

Вообще-то никто, повторюсь, не верил в то, что лодку можно поднять. В то же время в сейфе командующего (это стало известно позднее) лежала очень интересная бумажка.

Кто-то под дверь советского посольства в Вашингтоне подсунул записку: «Некоторые спецслужбы принимают меры к подъему советской подводной лодки, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель». Содержание этой записки посол СССР в США А. Добрынин шифром передал в Москву.

Получив отказ командующею, я решил идти ва-банк: дал донесение-запрос начальнику своей службы в Главный штаб ВМФ. Через два дня пришел ответ: «Обращаю ваше внимание на более качественное выполнение плановых задач», что в переводе с бюрократического языка означало — «Не лезьте со своими глупостями. Лучше займитесь делом…»

(Продолжение следует).

«Известия» 6 июля 1992 года