Подводная лодка из бухты «Могила»
К-129 на связь не вышла
Когда в марте 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане затонула советская подводная лодка с баллистическими ракетами, то многие военно-морские специалисты посчитали, что гибель К-129 — это тайна века, которая при самых благоприятных условиях будет раскрыта лет через 50. Но прогнозам этим не суждено было сбыться.
Из «Нептун пейперз № 3. Военно-Морские аварии 1945— 1988 годы»: «В 750 милях к северо-западу от острова Оаху (Гавайские острова) на глубине 16.000 футов затонула советская дизельная подводная лодка класса «Гольф» с баллистическими ракетами на борту. Погибло примерно 80 человек...»
Что же могло произойти с лодкой?
— В конце 1967 года лодка (бортовой номер «574») вернулась с боевого дежурства,— рассказывает бывший командующий Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Сидоров.— Но через два месяца, если мне память не изменяет, ее снова стали готовить к выходу в зимнее море. Офицеров отозвали из отпуска. Тогдашний главком ВМФ потребовал выйти в океан не позднее 24 февраля. И 24 февраля 1968 года лодка вышла из камчатской бухты, которая в переводе с французского означает «могила».
По тем временам ПЛ-574 была современная дизельная ракетная подводная лодка. Она несла ракетный комплекс из нескольких баллистических ракет большое мощности, а также две торпеды с ядерным боезапасом. Командиром лодки был опытный подводник капитан I ранга Владимир Кобзарь. 8 марта в назначенный срок лодка не передала контрольную радиограмму. На флоте была объявлена тревога. В океан вышли боевые корабли, поисково-спасательные силы.
Что могло произойти с лодкой? Могу только высказать версию, так как истинные причины, к сожалению, не установлены и по сей день.
Итак, 8 марта вечером лодка могла следовать в самом опасном для подводного корабля режиме РДП (работа дизеля под водой). То есть плыли в приповерхностном слое, выставив над водой шахту РДП. Из обтекателя рубки выдвигается в это время вверх широкая труба воздухозаборника, открываются захлопни, и дизели всасывают морской озон. Кроме шахты над водой торчат два перископа — зенитный и командирский, а также антенны. Так как в это время стоит грохот дизелей, все офицеры посменно наблюдают в перископы за морем и небом. Плавать под РДП. да еще в зимнем океане — дело непростое. Лодка могла по той или иной причине провалиться за предельную глубину погружения. И если мне не изменяет память, то именно к такому выводу пришла государственная комиссия, изучавшая причины гибели лодки.
Поиск ПЛ-574 начался после того, как лодка не доложила о прохождении очередной контрольной точки.
— Командование флота сутки ожидало этого донесения, — вспоминает участник тех поисков контр-адмирал Валерий Алексин. — Все надеялись, что на лодке могли выйти из строя радиопередатчики или понизиться изоляция передающих антенн. Но донесений все не было. 11 тогда по флоту объявили тревогу. В числе поисково-спасательных сил в океан вышла и подводная лодка, на которой я в то время служил. Мы вышли первыми в сплошном снегопаде и при штормовом ветре. В район поиска шли кратчайшим путем. В этой гонке ночью чудом уклонились от столкновения с супертанкером, огни которого не заметили в снежном заряде.
По прибытии в район четыре подводные лодки были построены с интервалом 10 миль и так в надводном положении утюжили океан почти месяц. Волнение моря было от 4 до 8 баллов. И что-либо разглядеть и отыскать на кипящей воде в таких условиях было невозможно. Когда ветер стихал, над нами появлялись американские противолодочные самолеты берегового базирования типа «Ореон». Если бы у нас тогда были такие же самолеты, можно было бы без труда обнаружить на поверхности следы трагедии.
После четырех недель безуспешных поисков мы возвратились на базу, где уже ждала правительственная комиссия. Наиболее вероятной причиной гибели ПЛ-574 тогда назвали возможный ее провал за предельную глубину погружения вследствие поступления воды внутрь корпуса через якобы неисправный подплавковый клапан при движении под РДП.
Это — официальная версия. Но не единственная. К ней мы еще вернемся...
Если бы не американцы, решившие спустя 6 лет поднять ПЛ-574 с баллистическими ракетами, тайна эта так бы и оставалась за семью печатями.
Поиск и подъем лодки американцы проводили в обстановке чрезвычайной секретности. Операция получила название «Проект Дженифер», и началась она еще в 1968 году, когда, как утверждали американцы, советская субмарина была обнаружена спутником на выходе из бухты.
Через несколько дней после выхода лодка была засечена гидрофонами «подводного паука», тихоокеанская сеть которого тянется вдоль берега США от Аляски до Калифорнии на расстоянии более 1 300 миль от берега и дополнительно радиусом 1 300 миль вокруг Гавайских островов.
Согласно версии Клайда Берлисона, книга которого посвящена «Проекту Дженифер», в тот мартовский вечер ПЛ-574 плыла под «шнорхелем» (РДП— работа дизеля под водой. — Авт.), заряжала главные батареи. Неисправность системы вентиляции привела к увеличению концентрации водорода в отсеке батарей, а также 8 дизельном. Произошел взрыв. Именно к та кому выводу, утверждает автор, пришли американцы, изучив записи шумов, полученных гидрофонами в Тихоокеанском центре ВМС США, а также ознакомившись с общим устройством ПЛ, показавшим неисправность вентиляционной системы.
По мнению американцев, после взрывов лодка начала вращаться, а затем устремилась ко дну. Она легла на грунт на глубине более 5 километров.
Это была первая потеря лодки в СССР в мирное время, когда та со всем экипажем исчезла в неизвестном месте и по неизвестным причинам, пишет Берлисон. Так как русские не знали места гибели, то им пришлось обследовать огромные пространства океана. Рыболовецкие траулеры, специальные суда вышли из нескольких портов искать исчезнувшую лодку.
В отличие от ВМС СССР ВМС США имели информацию о ПЛ-574. Место предполагаемой гибели лодки находилось под постоянным наблюдением с воздуха. Американцев интересовало: собираются ли советские проводить какие-либо глубоководные работы по извлечению затонувшей лодки или нет? К середине мая они заметили: русские прекратили круглосуточные поиски. И тогда американские ВМС приступили к самостоятельной операции. В район гибели ПЛ-574 вышло судно глубоководного поиска «Мизар», вооруженное новейшим гидролокационным оборудованием, аппаратурой для воспроизведения подводного телевизионного изображения, системой магнитного траления и исследования дна.
«Мизар» прибыл в район в конце июня 1968 года и начал поиски. До этого судно уже использовалось для поисков затонувших американских лодок «Трешер» и «Скорпион». Команда его была отлично натренирована.
Через несколько недель экипажу удалось выполнить задачу — определить координаты погибшей лодки «с точностью до дюймов». Электронные фото графин показали, что затонувшая лодка значительно отличается от лодок основного проекта «Гольф». Она и :ела коническую башню для размещения современных ракет.
Что же так привлекало американцев? Ведь свои погибшие подводные лодки «Трешер» и «Скорпион» они поднять так и не смогли...
— Наша ПЛ-574 привлекала американцев потому,—- считает адмирал Владимир Сидоров,— что, помимо ракет с ядерными боеголовками, на ней имелись электронные приборы управления запуском ракет, новейшие средства связи, кодовые и шифровальные таблицы, торпеды и приборы управления торпедными стрельбами, не говоря уже об атомной установке и других важных механизмах.
По секретному контракту с фирмой «Гломер Марине Инкорпорейшн», входящей в «хозяйство» американского миллиардера Говарда Хьюза, началось строительство специального поисково-спасательного судна «Гломер Эксплорер». Строительство велось под видом постройки очередного судна для поиска и добычи ископаемых из глубоководных районов морского дна (наподобие ранее построенного фирмой для этой цели судна «Гломер Челенджер». — Авт.). Вместе с постройкой «Гломер Эксплорер» велось строительство «глубоководных лихтеров», обеспечивающих подъем объектов с больших глубин.
Контракт был заключен в апреле 1971 года. ЦРУ в этом деле играло роль инициатора и посредника. Хьюз разрешил использовать свою фирму в качестве подставного заказчика, что облегчало многие проблемы ЦРУ, и в первую очередь легко объясняло достаточно необычный вид судна. Всего на проект было выделено более 200 миллионов долларов.