May 25, 2022

«И это пройдет…»

События и публикации 26 мая 1992 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

26 мая в Москве начались слушания по самому, вероятно, громкому в истории Конституционного Суда России делу – о КПСС. Точнее, слушания были сразу по двум делам. Девятью голосами против трех Конституционный суд под председательством Валерия Зорькина решил объединить рассмотрение ходатайства ряда народных депутатов о проверке конституционности президентских указов о запрещении деятельности КПСС и РКП и ходатайство депутата Олега Румянцева о конституционности этих же организаций.

Пара слов по истории вопроса. Деятельность КП РСФСР была приостановлена буквально сразу после провала ГКЧП Указом Президента РСФСР Бориса Ельцина от 23 августа 1991 года №79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». Через два дня, 25 августа Борис Николаевич подписал Указ №90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР»: «Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей…»

Как весьма справедливо пишут «Известия», комментируя начало слушаний в КС, «Сколько бы юристы не убеждали нас, что Конституционный суд (КС) России решает не вопрос о запрете компартии и судьбы ее имущества, а «всего лишь» о правомерности указов президента, эти аргументы скользят мимо сознания. Все отлично видят «корень зла». Ну что ж, политика всегда столь тесно переплетена с правом, что разорвать эту связку непросто».

Окончательно деятельность РКП была прекращена Указом Президента от 6 ноября 1991 года №169. Но, несмотря на запрет, деятельность КП РСФСР продолжалась неофициально.

Что касается первого дня слушаний по «делу КПСС», то, несмотря на то, что народу 26 мая в зале заседаний собралось много, и, как пишет корреспондент «Известий», «…войдя в зал заседаний, как бы попадаешь в незабываемую атмосферу партийных пленумов и съездов - столько знакомых лиц: Егор Лигачев, Виталий Воротников, Владимир Долгих, Владимир Ивашко, Валентин Купцов…», фактически, 26 мая Конституционный суд (КС) формально решил только процедурный вопрос – объединил ходатайство о неконституционности ельцинских указов с ходатайством о незаконности самой КПСС.

Газета «КоммерсантЪ» в те дни писала: «По сути же КС нашел выход из весьма щекотливой и для Ельцина и для самого КС ситуации: изобретен способ умертвить КПСС окончательно и при этом юридически более грамотно. Скорее всего, собравшись вновь 7 июля, судьи признают (вероятно, 9 голосами против 3) компартию на момент издания указов антиконституционной организацией. Из чего последует вывод, что хотя президент и совершил самоуправство, превысив свои полномочия, наложенный им запрет верен по существу и его надлежит оставить в силе».

Комментируя процесс, «Независимая газета» пишет: «Как ни странно, складывается впечатление, что в наиболее трудную ситуацию коммунисты попадут, если Конституционный суд восстановит партию в гражданских правах. Во-первых, реально речь может идти о восстановлении Компартии России. Иной вариант (КПСС) будет рассматриваться как вмешательство в дела суверенных государств. Во-вторых, КП России так и не успела зарегистрироваться до августа. И ей это придется пройти. В-третьих, внутренние трудности. Существуют, и большей частью конституированы, 6 компартий по всему розово-красному спектру. Вряд ли их вожди пойдут на то, чтобы таким трудом собранное принести в жертву единству… возможность реального объединения их в одну партию крайне сомнительна».

В итоге, «дело КПСС» растянулось на полгода. Слушания проводились еще несколько раз в июле, августе, с середины сентября до конца октября, и только 30 ноября КС вынес Постановление 9-П. Фактически, узаконив запрет КПСС и КП РСФСР, тем не менее, суд вынес «соломоново решение». По Указу о приостановлении деятельности КП РСФСР было признано не соответствующим Конституции предписание министру внутренних дел и прокуратуре «провести расследование фактов антиконституционной деятельности» партии, а также пункт о вступлении указа в силу с момента подписания. По другим указам суд признал неконституционным роспуск оргструктур первичных парторганизаций, образованных по территориальному принципу, но оставил в силе роспуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР. Распоряжения о передаче имущества компартии органам исполнительной власти были признаны конституционными по отношению к той части имущества, которая являлась государственной или муниципальной собственностью, и неконституционными - по отношению собственности КПСС. А по вопросу о проверке конституционности самих партий производство было прекращено в связи с тем, что в августе-сентябре 1991 года КПСС фактически распалась.

Спустя еще три месяца КП РСФСР возродилась в своей преемнице - Коммунистической партии Российской Федерации. КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России, прошедшем 13—14 февраля 1993 года, как восстановленная Коммунистическая партия Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на базе первичных организаций КП РСФСР. Правда, количество членов КП РСФСР, ставших членами КПРФ, не превысило 500 тысяч человек. Таким образом, после отмены запрета на деятельность партии более 6 млн. членов КП РСФСР отказались от продолжения политической деятельности в ее обновленном составе. На июньском пленуме ЦК КПРФ в 2006 году Геннадий Зюганов посетовал, что партия насчитывает лишь 184 тысячи членов, объединённых в 14,7 тысячи первичных и 2,4 тысячи местных отделений. При этом 48% партийцев старше 60 лет, 43% в возрасте от 30 до 60, и лишь 7% моложе 30 лет. На сегодня число членов КПРФ, судя по данным Минюста РФ – чуть более 150 тысяч.

Для сравнения, скажу, что численность партии «Единая Россия» по состоянию на сентябрь 2010 года составляла 2 055 602 человека…

Как говорится в «Книге притчей» царя Соломона: «Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем»...

«В России очень мало здоровых детей» - под таким заголовком «Известия» печатают небольшую информацию о пресс-конференции Лаховой: «Только 4 проц. детей России можно считать полностью здоровыми, остальные имеют отклонения в состоянии здоровья. Эти цифры привела 25 мая на пресс-конференции о положении детей в России, организованной в связи с Международным днем защиты детей, госсоветник РФ Екатерина Лахова». Через несколько лет дети, о которых говорила Лахова, стали т.н. «молодежью» - будущим нации. Но, увы, здоровее от этого они не стали. В 1994 году правительство Черномырдина утвердило Положение о Комитете РФ по делам молодежи. С тех пор для правительства ежегодно публикуются т.н. государственные доклады о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде. Во всех из них, без исключения, подчеркивается плохая ситуация со здоровьем молодежи.

В докладе 2000 года отмечалось: «Наибольшую опасность составляет то, что вернувшиеся в 90-е годы в страну болезни, которые принято связывать с социальным неблагополучием населения, не удается ликвидировать или хотя бы локализовать... Неблагоприятные характеристики состояния здоровья молодых россиян отмечаются в течение всего периода реформирования страны. Некоторое улучшение показателей по отдельным видам заболеваний происходит на фоне расширения географии и интенсивности заболеваний наиболее опасными болезнями, в том числе венерическими, распространения наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде». В 2000-е годы, увы, ситуация кардинальным образом не менялась.

Что касается здоровья детей, то еще 17 лет назад, 1 июня 2005 года министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заявил, что состояние здоровья детей и подростков в России хуже, чем когда-либо после Второй мировой войны: «Даже по самым приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях». Спустя год, в 2006-м, на Первом международном Конгрессе по физической культуре и спорту были приведены такие цифры, которые иначе как катастрофическими не назвать: в России сегодня рождается 28% здоровых и 72% больных детей, к моменту окончания школы среди старшеклассников только 10% здоровых, в московских школах их не более 2-5%, во всех возрастных группах дети теперь весят в среднем на 7-9 кг меньше…

Там же обнародовались и данные Научно-исследовательского Центра физической подготовки и спорта ВС РФ: из года в год растет доля юношей, которые не могут быть призваны в армию. В 1991 г. - 10%; 1993 - 20%; 1996 - 28,4%; 1998 - 30%; 2000 - 37%; 2002 - 40%; а в 2004 году эта цифра достигла 57%! Напомню, речь идет о юношах 17-18 лет, которые по тем или иным показателям здоровья не могут быть призваны в ряды ВС. Но и из тех, кто может служить и служит, 50% имеют те или иные проблемы со здоровьем.

Ну и наконец, данные на 2011 год, которые привел в ходе круглого стола «Состояние здоровья детей и профилактика детской заболеваемости в РФ» председатель комиссии Общественной палаты РФ Евгений Ачкасов: «В РФ 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания». По его словам, за последние пять лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет - на 18%.

Тут само по себе просится продолжение - о прогнозах по части численности населения в России. Так вот, есть три таких прогноза, сделанные западными экспертами на 2050-й год: оптимистический – 101 млн. человек, умеренный – 75 млн. и пессимистический – 50 млн…

Воистину, мы идем не туда. И как тут не вспомнить еще одну цитату из «Книги притчей»: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти…»?

Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.

Источник