December 4, 2022

Воруют!

День за днем. События и публикации 28 января 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

Конец января выдался суетливым. Президент улетел в Индию чтобы, как он сам выразился, разобраться с долгами, парламент продолжил войну с правительством, правительство, в свою очередь, заявило, что будет идти намеченным курсом, а, значит, продолжит бодание с парламентом…

Словом, ничем особо не примечательный день 28 января. Но вот глаз цепляется за маленькую заметку в «Известиях», озаглавленную «Министерство безопасности России арестовало 250 чиновников. А хотелось бы 3 000»:

«Центр общественных связей МБР провел пресс-конференцию, на которой пугал журналистов масштабами коррупции в России. Начальник ЦОС генерал Андрей Черненко, в частности, заявил, что ведомство, которое он представляет, располагает данными приблизительно о 3000 коррумпированных крупных госчиновниках и руководителей хозяйственных структур.
В беседе с корреспондентом «Известий» генерал добавил некоторые краски к портретной галерее граждан, находящихся на подозрении у МБР. По словам Андрея Черненко, у экспертов госбезопасности вызывает весьма сильные сомнения законность выдачи многих лицензий и квот на вывоз из России нефти, стратегического сырья, леса и особенно минеральных удобрений. МБР, однако, ничего не может с этим поделать, поскольку ему не хватает, по меньшей мере, 4 законов: о коррупции, государственных служащих, государственной тайне и государственной границе. Без них МБР не может посадить необходимых 3000 человек. Несмотря на этот правовой беспредел, госбезопасности все-таки удалось взять 200 крупных чиновников за взятки и злоупотребление служебным положением…
Правда, взятки и злоупотребления доказывать сложно. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что 3000 человек все еще на свободе. Однако, по выражению Андрея Черненко, «забрежил свет в конце тоннеля». Верховный Совет обещал за ближайшие две недели обсудить и принять все четыре необходимых МБР закона. …»

Парламентарии генерала не обманули. Уже через 2 месяца, 1 апреля был принят Закон о государственной границе Российской Федерации, еще через три с половиной месяца — в июле — Закон о государственной тайне. А вот с остальными двумя вышла неувязочка. Их принятие растянулось на несколько лет.

В июне 1993 года при президенте Ельцине был учрежден Совет по кадровой политике, в феврале 1994 года было основано Управление федеральной государственной службы, а в июне того же года на базе бывшей Академии общественных наук при ЦК КПСС была создана Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

В 1993 году Президент РФ издал Указ, утвердивший Положение о государственной службе — но, только в государственных органах федерального уровня. И уже очень скоро стало понятно, что этого указа «на всех не хватает». Необходимость принятия закона стала очевидной. И в июле 1995 года был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но, несмотря на то, что принятие закона стало большим шагом вперед, необходимость кардинальной реформы госаппарата высвечивалась все отчетливее. Тем более, что в сентябре 1996 года Ельцину на стол положили аналитическую записку «О проблеме слабой управляемости государственными процессами», где в качестве главной проблемы выделялась необходимость подготовки концепции нового правового порядка в государственном управлении.

Концепций административной реформы было подготовлено аж 12 вариантов — можно сказать, на любой вкус, и 13 марта 1998 года в администрации президента состоялось их обсуждение. В итоге сошлись на том, что до 2000 года практическая реализация реформы нецелесообразна.

В августе 2002-го уже новый президент России подписал Указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Если честно, я даже забыл, что такой документ существует, а ведь он заслуживает особого внимания. Читать без смеха этот шедевр российской правотворческой деятельности невозможно. Позволю себе процитировать часть один из пунктов:

«…2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов,
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих… г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей,
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений…
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений… к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами… м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа,
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов,
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера…»

Ну как тут не расхохотаться человеку, знакомому с российскими реалиями?

Сам же Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был принят только в середине 2004-го года.

Сколько сегодня чиновников получает зарплату из Российского бюджета, сказать трудно. Росстат в своих отчетах настолько искусно шифрует эти данные, что с уверенностью назвать то или иное количество никак не возможно. Однако, по данным того же статистического ведомства, на разных уровнях на государственной и муниципальной службе состоят никак не менее 1 млн. 600 тысяч человек.

«Аргументы и Факты» в феврале прошлого года провели свое собственное исследование, включив в подсчеты представителей федеральной, региональной и муниципальной власти и работников соответствующих аппаратов, а также служащих различных госструктур типа госкорпораций (около 150 тысяч), госфондов (почти 1 млн. 500 тысяч), контрольных органов (более 1 млн. 300 тысяч человек). В результате журналисты пришли к выводу, что армия чиновников в стране насчитывает около 6 миллионов «бойцов». На минуточку, это почти на миллион больше, чем всех российских служащих «в погонах»!

Что касается закона о коррупции, то его судьба еще более печальна. Его принятие растянулось аж на 15 лет, и был принят он только в декабре 2008 года. В соответствии с Законом, коррупция представляет собой «злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупцией также является совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица. К слову, с принятием закона, а точнее, с вводом в него понятия «коммерческий подкуп», понятие «коррупция» расширилось и отныне перестало характеризовать только чиновников. Коррумпированным теперь может быть, например, и директор частной фирмы, если он требует «откаты», «долю» и пр…

Как заявляет Общественная палата на своем сайте, «Проявления коррупции в России имеют разнообразные виды: это государственная коррупция, например коррупция в сфере закупок для государственных и муниципальных (орфографию, так уж и быть, сохраню — А.Ж.) нужд, коррупция в политической сфере, коррупция в коммерческих и некоммерческих структурах».

Так или иначе, но за минувшие двадцать лет борьбе с коррупцией в стране не стала эффективней.

В 2011 году Общественная палата опубликовала доклад об эффективности антикоррупционной борьбы в России. В докладе приводятся результаты исследования, опубликованного Институтом социологии РАН в июле 2011 года: 86% граждан считают, что антикоррупционная политика не приводит к улучшению ситуации. Растет доля граждан, обеспокоенных масштабами коррупции и безответственностью бюрократии (с 24 до 44% в последние годы).

Палата составила и своеобразный рейтинг коррумпированности. «Лидерами» жалоб на коррумпированность, поступивших на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации «Стоп, коррупция!», стали правоохранительные органы: полиция, прокуратура и суд.

Основные темы обращений:

  • игнорирование правоохранительными органами жалоб на коррупцию;
  • вымогательство путем вменения несовершенных правонарушений;
  • нарушения при распределении ограниченных ресурсов (квартиры, земля и пр.);
  • вопросы регистрации по месту жительства;
  • коррупция в социальной сфере: ЖКХ, образование, медицина.

А уже в октябре 2012 года Международная организация по противодействию коррупции Transparency International опубликовала результаты исследования, посвященного оценке уровня местной коррупции 3000 представителями бизнеса из 30 разных стран. Как оказалось, 41% российских бизнесменов заявила, что борьба с коррупцией в стране неэффективна из-за того, что коррупция воспринимается обществом как норма жизни…

Тема эта столь обширна, что я позволю себе продолжить ее в своем следующем обзоре…

Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.

Источник