Что «жизнь человеческая» для протоиерея Всеволода Чаплина…
События и публикации 26 июля 1992 года комментирует обозреватель Аркадий Дубнов*
Древний грек Гераклит, как утверждают, сказал однажды, – «все течет, все изменяется». Банально, однако, – потому, наверное, и справедливо.
Лишний раз вспомнил об этой завязшей в памяти со школьных лет максиме, перелистывая «Московские новости» за 26 июля 1992 года. Под рубрикой «Самопознание» либеральный еженедельник, главным редактором которого в те годы был замечательный публицист, философ и диссидент Лен Карпинский, публикует размышления священника Всеволода Чаплина. Да, да, того самого Чаплина, который с митрой на голове был знаком читающей и просвещенной российской публике в образе главного официального представителя Русской православной церкви или, как модно нынче говорить, ее споуксмена. Официальный титул протоиерея Чаплина – глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Чтобы поделиться своим потрясением от чтения статьи молодого священника Чаплина, – тогда ему было всего 24 года, – заставившей меня вспомнить банальность древнего грека, необходимо ознакомиться с цитатами из нее. Чаплин готовился к ученой карьере, полным ходом шла тогда работа над диссертацией на соискание звания кандидата богословских наук под названием «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».
Итак, избранные места из «чаплинского самопознания», которое озаглавлено: «Иди и смотри. Перечитывая Апокалипсис».
Эпиграфом автор, разумеется, берет цитату из самого первоисточника:
«И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».(Апокалипсис 6.3-4).
«Смысл этих слов отнюдь не в идее мести, – говорит священник Чаплин. – Они говорят нам, что зло поедает само себя. Вспомним, как погибали в мясорубке сталинской системы ее создатели. Самоуничтожение зла неизбежно – в этом урок истории. В этом урок Апокалипсиса. Апокалипсис – радостная книга. Она повествует о будущем веке милости и истины, обещанном Богом в конце нынешней человеческой истории. Но в начале зло самореализуется до предела – и этим в конце концов покажет свою бесплодность».
«Нам незачем обижаться на Бога за то, что происходит с нами, продолжал Чаплин двадцать лет назад, – ибо достаточно взглянуть на нашу жизнь, чтобы понять: во всем виноваты мы сами, ставшие частью империи зла.
Империя эта не знает границ и видимых правителей. Ее власть распространяется от человека к человеку, от одной дворовой компании к другой, от народа к народу, от государства к государству – через взаимное насилие. Стоит дать сдачи – и ты уже становишься частью империи зла. Стоит дать сдачи сильнее, а потом еще сильнее – и ты раб бесконечного мордобоя. Дальше неважно, кто прав, кто виноват, кто начал первым.
Среди этой вакханалии зла миссия христианина самая трудная: прервать порочный круг вражды на себе, ответить любовью на зло, добром – на насилие, улыбкой – на пылающую ненавистью гримасу.
«Любите врагов ваших, – сказал Иисус, – благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5.44-45).
Любовь несправедлива – она как бы не замечает зла и отвечает на него добром. Этим она не оправдывает его. Этим она его побеждает. Только так, а не при помощи ответных ударов можно остановить разрастание царства тьмы».
Мне читать эти строки было интересно, несмотря на то, что я человек невоцерковленный, более того, не православный, ибо они вполне отвечают моему мировоззрению, состоянию моей души и не было бы нужды здесь об этом писать, – ну мало ли мы читаем хороших и важных текстов – каждый раз, что ли, об этом писать?...
Так бы случилось и на этот раз. Но имя Всеволода Чаплина, подписавшего эти замечательные размышления, меня поставило в ступор. Я вглядывался в его фотографию на газетной полосе, пытаясь узнать в нем известного мне человека: нежное чело юноши, выдающее работу мысли, без каких-либо следов ожесточенного раздражения. Священник еще явно худощав, овал его лица никак не предвещает тяжелой округлости будущего сытого облика…
Того самого облика, который нам хорошо знаком сегодня.
Вот несколько высказываний Чаплина, сделанные им только в последнее время, которые никак не увязываются в моем представлении с образом человека, двадцать лет назад рассуждавшем «о будущем веке милости и истины», о «миссии христианина… отвечать любовью на зло, добром – на насилие, улыбкой – на пылающую ненавистью гримасу».
Вот, к примеру, такая цитата из Чаплина:
«Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков… и свергнуть большевистскую власть. Вся православная традиция и Евангелие Христово в данном случае заповедует людям защищаться, в том числе силой оружия».
Ну, я уж не говорю, что ничего в ранней юности Чаплина не свидетельствует о его былой готовности «свергнуть большевистскую власть». Свою священную ненависть к большевикам священник обнаружил лишь тогда, когда это оказалось делом вполне безопасным и, более того, даже модным, укладываясь в затребованный обществом мэйнстрим. Тогда откуда эта воинственность, достойная средневековых крестоносцев, огнем и мечом насаждавших христианство?
Или вот еще одно место из данного Чаплиным интервью:
«Для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества, – говорит протоиерей, специалист по взаимоотношениям Церкви и общества»
Что же это, спрашивает журналист?
«Святыни и вера, отвечает Чаплин, – жизнь человечества менее важна для меня».
Затрудняюсь даже комментировать эти слова. Не знаю, что случилось с бывшим некогда молодым дьяконом, чтобы получив спустя не так много лет сан протоиерея, оказаться таким мизантропом. Впрочем, это еще мягко сказано будет… Какое-то ужасное личное разочарование должно было постигнуть Всеволода Анатольевича Чаплина, чтобы возбудить такого рода человеконенавистнические настроения. – «Жизнь человечества» для этого мыслителя «менее важна, чем святыни и вера», подумать только, ай-ай-ай!
Вспомнил в связи с этим знаменитое высказывание бывшего помощника президента США, госсекретаря США, главы администрации Белого дома, покойного ныне отставного генерала Александра Хейга, служившего трем американским президентам – Ричарду Никсону, Джеральду Форду и Рональду Рейгану. «Есть вещи поважнее, чем мир», завил однажды генерал. Будучи далек от теологических изысков, Хейг, говоря это, имел в виду, что существуют принципы, за которые стоит бороться. За эти слова генерал заплатил потерей поддержки значительной части американской прессы, но он имел право их говорить, будучи действующим политиком и выражая свое политическое кредо.
Что выражает своим кредо Всеволод Чаплин, не хочется даже предполагать. Ведь он по своему статусу должен выражать позицию самого настоятеля РПЦ, Патриарха Московского и всея Руси, Кирилла. С другой стороны, если вспомнить, что сказал однажды сам Кирилл, оценивая причины разрушительного землетрясения на Гаити, унесшего жизни десятков тысяч человек, можно не сомневаться, – Чаплин адекватно передавал мировосприятие своего тогдашнего патрона. Вот что сказал глава РПЦ, выступая в Алма-Ате в январе 2010 года спустя несколько дней после страшного бедствия, обрушившегося на Гаити:
«Гаити – страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей. Многие эти беды, которые лежат, в первую очередь, не в области социальной политики, а проистекают из глубинного состояния человеческого духа. Конечно, любой политик или экономист скажет, что есть причины, почему на Гаити так плохо. Есть причины, почему в одном месте идет развитие, а в другом – стагнация. Конечно, есть причины политические, социальные и экономические. Кому-то повезло с руководством страны, а кому-то – не очень повезло. Но при всем этом, какую бы проблему современности мы не взяли – от наркомании, коррупции, преступности до загрязнения окружающей среды - везде первой причиной является состояние человеческого духа», – отметил патриарх Московский и всея Руси.
Другими словами, причиной бедствий на Гаити, согласно настоятелю РПЦ, является также потеря нравственного облика жителями этой страны.
Можно, конечно, иронизировать по поводу этих слов, как делали это некоторые публицисты в российских СМИ, но факт остается фактом, изложенное высшим иерархом РПЦ кредо противоречит цитированному выше Евангелию от Матфея: «Отец ваш Небесный… повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»…
Вернемся, однако, к нашему герою. Вот еще одна из недавних цитат владыки Чаплина:
«У церкви сейчас достаточно воли для того, чтобы изменить и общество. Вообще, когда говорят, что вера – интимное дело человека, это полный абсурд. Вера имеет такое же право влиять на политику и законы, как и нерелигиозное мировоззрение».
В этой логике вполне уместно уже прозвучало высказанное Чаплиным в декабре 2010 года предложение ввести «общероссийский дресс-код», дабы положить конец провоцированию русскими женщинами своим внешним видом мужчин на изнасилование. Идею, разумеется, активно поддержал глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, заявивший, что «у русского народа всегда почитались и благопристойность, и скромность женская».
Председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов мечты о. Всеволода о всероссийском дресс-коде не разделил: «Регулирование не должно вторгаться туда, где ему не место… У нас уже есть общероссийский официальный дресс-код… Существует православный дресс-код… Существует мусульманский дресс-код, иудейский. Свой дресс-код в банке, он отличается от дресс-кода на заводе. У нас уже давно существует большой набор дресс-кодов, которые широко применяются в обществе. Не нужно ничего менять, но нужно развивать культуру, в том числе в отношении одежды», – сказал М. Федотов.
Еще более резкой критике подверг идею Чаплина представитель Либерального клуба «Единой России» Алексей Чеснаков, назвав слова о. Всеволода «проявлением мракобесия». «Люди сами должны определять, в чем им ходить. Ни государство, ни общественные организации не должны вмешиваться в это право граждан. Это должно быть ограничено принятыми в обществе нормами морали и вкусами конкретного человека», — заявил он. «В современном демократическом обществе подобного рода инициативы являются проявлением средневекового мышления», – заявил Чеснаков.
Но, как известно, согласно о. Чаплину, «у церкви сейчас достаточно воли для того, чтобы изменить и общество», поэтому даже мнение активистов правящей партии для нее не указ.
Для полноты картины этой тенденции к изменению российского общества, выражаемой «мракобесами» от православия, можно привести отдельные перлы из шедших дискуссий относительно судьбы девушек из скандально известной панк-группы Pussy Riot. Вот строки из «Открытого письмо протоиерея Владимира Переслегина Сергею Шаргунову в связи с подписанием им обращения об освобождении кощунниц и после», опубликованному на днях в СМИ.
«Для верующего совершенное Pussy Riot духовное преступление хуже убийства. В Христианских государствах за богохульство казнили. Апостол Павел за богохульство предавал сатане. Для тебя же предметом рассмотрения и внутренней заботы является вменяемое им светскими властями «хулиганство» или, как ты пишешь, «свинство» и – мера пресечения, ее адекватность. И в связи с их хулиганскими действиями ты просишь о милости к хулиганкам. Это все равно как ты просил бы за Чикатило, говоря что совершенная им, Чикатило, порча одежды детей – не тяжкое преступление. Ты бы видел в преступлении Чикатило то, что он рвал детскую одежду. А то, что он насиловал и убивал детей – не видел бы…».
По-моему, это просто ужасно. Сравнить сотворенное неразумными «пуськами», – пусть даже в главном православном храме страны, – с ужасными преступлениями серийного маньяка – это как раз и есть – пренебречь жизнью человеческой ради святынь и веры, как проповедует другой протоиерей, споуксмен Русской Православной Церкви.
Как сказал недавно Михаил Барщевский, представитель российского правительства в судебных инстанциях, отвечая на вопрос о подорванных выходкой «пусек» нравственных устоях православных христиан, – «ни хрена себе, ребята, у вас нравственные устои, если одной дурацкой, идиотской, хамской выходкой можно эти ваши устои подорвать. У меня другие устои».
Аркадий Дубнов. Международный обозреватель газеты «Московские новости». Закончил МЭИ, работал в НИИ и на АЭС. В журналистике с 1990-го: «Демократическая Россия», «Новое время», «Радио Свобода», «Время новостей». 20 лет наблюдает за тем, что происходит на месте бывшего Союза.