Башкирские хулиганы и антироссийская российская пресса
События и публикации 31 марта 1992 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
В последний день марта Россия сделала небольшой шажок назад от края пропасти, куда она катилась последние год-два. Этому «шажку» посвящены первополосные материалы практически во всех российских центральных газетах. Речь о подписании Федеративного договора, который, как предполагалось, должен был разграничить полномочия, права и обязанности субъектов Федерации и четко определить степень их суверенности.
Фактически, договор должен был положить конец «параду суверенитетов», начавшемуся еще два года назад, после того, как 6 августа 1990 года Борис Ельцин сделал в Уфе заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
На самом деле, Федеративным договором называют три однотипных договора: «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
Подписывать договор отказались Татарстан и, само собой, мятежная Чечня, точнее, тогда еще Чечено-Ингушетия. Сравнивая ситуацию, сложившуюся в России накануне подписания Федеративного договора, с ситуацией в СССР накануне подписания Союзного договора, «Российская газета» пишет:
«В республике центробежные силы значительно слабее, чем в бывшем Союзе, но такие факты, как отказ Татарстана и Чечено-Ингушетии парафировать договор, не могут не вызывать беспокойства. Некоторые политики рассматривают это как начало, или по меньшей мере сигнал к распаду Федерации. В Татарстане вместо подписания Федеративного договора принято решение подготовить двусторонний договор с Россией о делегировании полномочий. Сегодня начинаются встречи рабочих групп двух республик по согласованию позиций. Возникли проблемы и в некоторых из республик, представители которых поставили подписи во время парафирования. Так, на сессии Верховного Совета Башкортостана, специально созванной 28 марта, депутаты сочли, что республике дается слишком мало прав. Образована делегация для обсуждения и, в случае принятия ее условий, подписания договора».
Если быть более точным, то 28 марта парламент Башкортостана принял специальное постановление о том, что созданный в Москве документ «грубо ущемляет права республик в составе России, особенно в вопросах собственности». Кроме того, башкирские парламентарии заявили, что «Республика Башкортостан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, кроме тех, которые добровольно переданы по договору РФ», и в ней создается «самостоятельная система законодательства, судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат».
Соответственно, Федеративный договор Башкортостан подписывать отказался и в качестве предварительного условия потребовал от России признать собственностью республики все ресурсы на ее территории и предоставить ей полную самостоятельность в законодательной и внешнеэкономической деятельности. Ни много ни мало…
В Москве с башкирской делегацией лично встретились Ельцин, Хасбулатов, Бурбулис. Как писал об этой встрече «КоммерсантЪ», «Россияне действовали как лаской, суля неуступчивым башкирам выгодные экономические и торговые договоры, так и таской: Ельцин назвал башкирских руководителей «хулиганами», а другие российские лидеры грозно намекали, что «Башкортостан еще пожалеет о разрыве с Россией».
Компромисс был достигнут за полчаса до церемонии подписания договора. Ельцин, Хасбулатов и председатель ВС Башкортостана Муртаза Рахимов подписали специальное приложение к договору, предусматривающее выполнение всех требований башкирской стороны. Вернувшись из Москвы, Рахимов с гордостью заявил: «Время, когда мы ходили к России с протянутой рукой, кончилось».
Всего под договором, кроме, разумеется президента Ельцина и спикера Хасбулатова, поставили подписи представители 18 республик в составе РФ, 55 краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Еврейской автономной области и 10 автономных округов. Не подписали договор, напомню, две республики – Татарстан и Чечено-Ингушетия.
Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.
Через несколько дней, 10 апреля VI Съезд народных депутатов Российской Федерации одобрил Федеративный договор и включил его содержание в текст Конституции РФ 1978 г. Для этого 21 апреля был принят закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
К счастью, за минувшие два десятка лет пророчество «Российской газеты» не сбылось, и ни о каком распаде России говорить не приходится. Более того, спустя девять лет после подписания Федеративного договора, в декабре 2001 года Конституционный суд России вынес определение, которым поставил всех местных князьков-корольков-сепаратистов на место, раз и навсегда закрыв вопрос о том, кто главнее в стране – Центр или местная власть. Согласно Определению КС, положения Федеративного договора, «предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации».
Небольшие заметки в «Российской газете» и «Независимой газете» о встрече Руслана Хасбулатова с членами Комитета ВС по средствам массовой информации и главными редакторами центральных газет. И если «Российская газета» информирует о встрече в нейтральных тонах, стараясь «не подставлять» Руслана Имрановича, то «Независимая» «во первых строках» пишет: «Хасбулатов заявил, что пресса не должна тешить себя иллюзией, будто она – четвертая власть, ибо ее деятельность направляется правительственными структурами и вообще ведет к развалу России и свержению власти парламента».
Даже озаглавлены заметки соответственно. «Российская газета»: «Руслан Хасбулатов: съезд примет Конституцию». «Независимая газета»: «Руслан Хасбулатов говорит откровенно и излагает свой сценарий съезда». А вообще, конечно, противостояние парламента и правительства день ото дня усиливается. Правда, апогея оно достигнет ближе к осени. А пока Верховный Совет по-мелкому «подкалывает» Кабмин: автор реформ Гайдар приглашен выступить на предстоящем съезде всего лишь с отчетом развитии территорий Севера. А общий доклад о ходе реформ «поручено» - так выразился Хасбулатов – сделать Борису Ельцину.
Листая газеты марта 1992 года, в номере «Известий» от 30 марта наткнулся на заметку о демографическом состоянии в России: «Впервые после войны смертность в России превышает рождаемость». Газета приводит удручающую статистику: «В ноябре прошлого года количество умерших впервые после Великой Отечественной войны на 4 тысячи человек превысило число родившихся в республике. В декабре – на 12 тысяч. В январе 1992 года умерло 167 тысяч человек, родилось 147,3. В феврале–марте разрыв стал еще больше. Госкомстат РФ фиксирует сокращение в 1992 году числа жителей в результате так называемой «естественной убыли» на 43 территориях России, где проживает более двух третей ее населения.
Как пишет газета, «Статистические данные свидетельствуют, что начиная с 1989 года в России перестал сокращаться показатель смертности среди новорожденных. В январе 1992 года смертность детей до года была на 9 процентов выше, чем в январе 1991 г. По прогнозу Госкомстата РФ, рождаемость в течение 1992 года уменьшиться еще на 9-10 процентов». К счастью, с тех пор уровень детской и младенческой смертности в России сократился. Не буду приводить точных статистических данных, скажу только, что малышей теперь умирает в два раза меньше, чем в начале 90-х.
Но... Рожать все равно стали меньше. И с тех пор население России неуклонно уменьшается. Согласно переписи 2010 года, в России насчитывалось 142 миллиона 900 тысяч жителей. Но это число было бы меньше, если бы не т.н. «миграционный прирост». Впервые, согласно данным Росстата, миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения в 2009 году. Тогда население страны увеличилось на 23 тысячи человек. За счет приезжих. Но одних мигрантов оказалось недостаточно. Нас становится все меньше, и это не просто грустно. Это – опасно.
Очень справедливо написали тридцать лет назад «Известия»:
«Эта, видимо, абсолютно закономерная реакция общества на социально-экономический и политический кризис может иметь более серьезные последствия, чем гипотетическая угроза гражданской войны»...
Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.