Из России незаконно можно вывезти всё - от леса до бомбы
Владимир МИХЕЕВ, Геннадии ЧАРОДЕЕВ, «Известия»
История, за которой вот уже неделю следят «Известия» (см. №№195, 197), неожиданно приобрела новый поворот. Как стало известно редакции, судно и его капитан могут обвиняться не только в нарушении пограничного и таможенного законодательства РФ, но и в незаконном вывозе, фактически похищении пиломатериалов на 600 тысяч долларов. И все это во многом из-за служебной недобросовестности официальных российских инстанций.
В то время как лесовоз «Альбели-1» под мальтийским флагом, сбежавший 11 октября из Новороссийского порта, застыл в нейтральных водах в окрестностях Кипра, российские официальные ведомства все еще пребывают в нерешительности, не предприняв пока никаких действий по защите престижа государства.
Напомним, что судно, груженное около 3600 кубометрами пиломатериалов, предназначенными для поставки одной египетской фирме, без оформления грузового манифеста и оповещения «Инфлота», портовых, таможенных и пограничных властей самовольно покинуло рейд Новороссийска и отправилось в южном направлении. Наши источники позволили восстановить картину происшедшего.
По договоренности с покупателем оплата товара должна была быть произведена на известных в международной практике условиях — «платеж против отгрузочных документов«. После того как лес оказался в трюмах «Альбели-1», предполагалось, что судно встанет на рейде и в течение трех банковских дней будет дожидаться оплаты. Но в этот момент совершенно необъяснимую строптивость стал проявлять капитан Зияд, ливанец по национальности. После продолжавшихся 16 часов переговоров он получил недвусмысленное указание судовладельца подписать все требуемые документы, выйти на рейд и дожидаться, когда на борт поднимутся представители морских властей, облеченные полномочиями дать окончательное согласие на отплытие судна со всем находящимся на его борту.
Но тут стали происходить совсем необъяснимые вещи: в 20 часов 45 минут вода вскипела у кормовой части «Альбели-1», и лесовоз, «по-английски», не попрощавшись, не получив «добро» от хозяев, стал покидать территориальные воды России.
Ровно через 15 минут сообщение о «самоволке» было передано дежурным пограничной службы и таможенникам. К сожалению, первые не смогли проявить должной сноровки — по некоторым данным, погран-катер ринулся в погоню с опозданием, поскольку от двух до четырех часов ушло на спешные поиски топлива. А беглый лесовоз уже взял себе в союзники кромешную мглу. Преследование окончилось безрезультатно. Как выразился один из наших собеседников, «складывается впечатление, что наши пограничники разыскивали нарушителя не с помощью локатора, а обыкновенного карманного фонарика».
Шанс перехватить злоумышленников в Турции был использован целиком и полностью, хотя заслуга в этом принадлежит не нашему дипломатическому ведомству, которое просто не располагало для этого юридическим аргументом в виде решения суда или санкции прокурора, а капитану Новороссийского порта, должностному лицу, обладающему правом обратиться к своим коллегам с просьбой провести проверку и задержать сроком на три дня судно, взятое под подозрение. Как известно, портовые власти Стамбула сделали все, что в их силах, но арестовать «Альбели-1- не имели никаких юридических оснований. Не было ни решения российского суда, ни официального запроса государственных инстанций, призванных следить за соблюдением режима госграниц.
В настоящий момент капитан Зияд счел для себя за благо выжидать в открытом море, видимо, осознав в полной мере, к каким последствиям может привести его пиратская выходка. Дело в том, что зарегистрированная в Лимасоле компания «Витастер», которая является агентской фирмой, призванной содействовать экспорту российских пиломатериалов в странах Средиземноморского бассейна. через своих юристов добилась решения суда Кипра об аресте товара на судне, такая же судьба ждет «Альбели-1», если оно рискнет пришвартоваться и в любом из портов Египта.
Компетентные специалисты разъяснили нам, что в первую очередь должны быть заинтересованы в пресечении этого правонарушения российские власти. Капитан лесовоза поставил себя над законом, а потому вне закона: во-первых, нарушена государственная граница Российской Федерации; во-вторых, за ним числится «прорыв таможенной границы», ведь его груз не оформлен, отсутствует правильно заполненный «грузовой манифест», а значит, пиломатериалы могут рассматриваться в качестве контрабанды; в-третьих, его действиями перечеркнуты статьи Таможенного кодекса России, что расценивается не как уголовное, но как административное правонарушение, за что может грозить штраф в размере до 300 процентов стоимости груза; в-четвертых, Зияд пренебрег рядом правил и обычаев, связанных с оформлением судовых документов и безопасностью судоходства.
Итак, лесовоз водоизмещением 5 тысяч тонн, ранее приписанный к Клайпеде, принадлежавший Литовскому пароходству, а теперь плавающий под мальтийским флагом, превратился в злонамеренного расхитителя чужой собственности. Только фирма «Витастер» потерпела убытки в размере более 600 тысяч долларов США. Но нельзя забывать, что инцидент бросает тень на профессионализм государственных ведомств и служб России, обязанных в силу своего предназначения защищать интересы и престиж державы. Напомним, что первый комментарий из уст сотрудника МИД звучал так; увезти могли всё, что угодно, хоть атомную бомбу.
Создан опасный прецедент, который может укрепить иллюзию у недобросовестных зарубежных коммерсантов, что российская граница не на замке, а на гнилой защелке, а в распоряжении ее защитников нет адекватных мер противодействия сумасбродному пиратству и нахрапистому воровству средь бела дня.
Представитель российского МИД заявил «Известиям»:
— К сожалению, несмотря на то, что в нашем распоряжении было достаточно времени для задержания мальтийского лесовоза, ни Федеральная пограничная служба, ни Департамент морского транспорта России, ни администрация порта Новороссийск не представили требуемые юридические документы. Причина того, что нарушителям пока удалось избежать санкций, на наш взгляд, кроется в несогласованности и нерасторопности в действиях заинтересованных организаций.
В морской пограничной службе нам сообщили, что российская Прокуратура завела уголовное дело по факту незаконного пересечения российской границы. А в Департаменте морского транспорта нас заверили: направлено обращение с просьбой о помощи в Интерпол. Однако в Национальном центральном бюро Интерпола в Москве не смогли подтвердить эту информацию.
Прошло более недели. Наши дипломаты могли бы действовать более напористо, если у них на руках было бы решение суда, которое квалифицировало бы случившееся если не как уголовное деяние, то как административное правонарушение. Поля для маневра достаточно. Мало времени.