Сережа Данилов наконец-то выпущен на свободу
Александр ВАСИНСКИЙ, «Известия»
Он все-таки вышел на свободу. Узника СИЗО №1, юного кришнаита Сережу Данилова (о нем рассказывалось в публикации «Известий» №177 от 20 сентября) не сразу, не с первой попытки, не без оговорок и не без усилий общественности, но все-таки выпустили из тюрьмы. После почти четырех месяцев отсидки. Это произошло 27 сентября, в среду, в 19.05. В этот час в России стало на один маленький гран свободы больше.
История подростка была подробно описана в публикации. Родители Сережи, рижские алкоголики, выгнали сына из дома, через некоторое время он, бездомный, голодный, никому не нужный в столице независимой прибалтийской республики и никому не нужный где бы то ни было в России, прибился в один из приездов в Москву к храму кришнаитов на Беговой улице.
Там он обрел кров, выполнял поручения — продавал религиозную литературу, участвовал в акциях программы «Пища для жизни» (братство шефствует над детскими домами и школами, кормит горячей едой всех, кто в этом нуждается; кроме Москвы и Подмосковья, кришнаиты устраивали столовые и в Чечне, в районе боевых действий).
Среди братьев общества «Сознание Кришны» Сергей постепенно втянулся в духовную жизнь общины. Никто не мог подумать, что над судьбой подростка собираются тучи...
Жизнь прибалтийского беженца вошла в Москве в нормальную колею, пока не случилось труднообъяснимое событие: в июне, проходя мимо лотка с фруктами, Сергей на глазах у всех взял упаковку бананов и был задержан продавщицей. Не сопротивлялся, не пытался убежать. Какое-то наваждение. Не забудем: Сергею было всего шестнадцать, никогда за ним не водилось ничего подобного, просто ребяческое простодушие, детская эмоция... За чистоту и наивность один человек прозвал его «херувимчик».
И вот мальчика посадили в КПЗ, а потом отвезли в СИЗО №1, квалифицируя проступок как преступление по статье 15-145 ч.1 УК РФ. А статья эта означает ни много ни мало как покушение на ограбление.
Поначалу такую строгую меру содержания можно было оправдать тем, что задержанный молчал. Он ничего не говорил про то, где и на что жил в Москве: боялся подвести братство, бросить на него тень своим проступком. Но потом, когда кришнаиты отыскали его в тюрьме и все рассказали следователю, причины для суровости, казалось бы, отпали. Адвокат Т.Кузнецова написала ходатайство в Савеловскую межрайонную прокуратуру о пересмотре и прекращении дела ввиду малозначительности эпизода.
И что же вы думаете? Через три дня оттуда за подписью прокурора, старшего советника юстиции Е.В.Залегина пришел отказ. Нет оснований менять в деле Сергея Данилова ни статью обвинения, ни меру содержания. Сидит почти четыре месяца в тюрьме, пусть сидит и дальше...
В России сидением никого не удивишь. Наверное, если сложить сроки отсидки всех российских зэков, которые они «тянули» в этом веке, то получится астрономическая цифра в сотни миллионов лет. Гнет зоны, неволи, несвободы довлеет над нами, как кромешная черная дыра, как проклятье. Как составной элемент воздуха, которым мы дышим.
Когда нация привыкает к несоразмерным репрессиям, большим срокам и громадным архипелагам насилия, сама свобода для нее делается эфемерной беззащитной ценностью. Выпустить на один день раньше или продержать неделю, месяц дольше — не все ли равно, когда привычный счет «идет на миллионы»?..
После того, когда прояснились обстоятельства московской жизни подростка и мотивы его нелепого проступка, невозможно понять карательное упорство прокуратуры. Это упорство делает ее похожей на непрерывно работающую бумагоделательную машину, которая, чтобы производить бланки для обвинительных заключений, все время должна валить и перемалывать живые деревья. Неужели не ясно, что, из-за упаковки бананов делая мальчика с такой судьбой опасным для общества преступником, прокуратура плодит реальную опасность: всякая несправедливость, излишние жестокость и страдание умножают в обществе критическую массу зла, саморазрушения.
По счастью, обращение адвоката уже в городскую прокуратуру, ходатайство, резоны и поручительство некоторых общественных организаций при-вели-таки к освобождению Сергея Данилова впредь до судебного разбирательства. Пусть пока хотя бы так. Не нужны стране лишние часы, дни, месяцы его заключения, ужасы его несвободы.
Встретив Сергея у ворот тюрьмы, товарищи по братству отвезли его в храм. Он ничего не мог говорить, был в шоке... В девять вечера его накормили. Он попросился спать. Ведь в 3 часа утра у кришнаитов первая служба, и он не хотел ее пропустить.
Сергей Данилов вот уже сутки не в тюрьме. Со среды в России стало на гран свободы больше. Не будем преувеличивать этого события. Но не будем его и преуменьшать. Выход из неволи на минуту раньше одного такого подростка — это, может быть, те стежки, благодаря которым хоть чуточку затягиваются, заштопываются черные дыры нашего духовного неустройства.