В Белоруссии отреагировали на публикацию «Известий»
но виноватых в своих промахах ищут, как водится, на стороне
После опубликования нашей газетой материала «Военные секреты России могут быть проданы в Минске» («Известия» № 223 от 19 ноября с. г.) в столице Белоруссии разразился крупный скандал. В него вынужден был вмешаться президент страны Александр Лукашенко, наложивший вето на продажу американско-канадскои фирме «А.Т.О.С.» российского зенитно-ракетного комплекса С-300 ПМУ.
Тем не менее многие белорусские чиновники, причастные к этой, мягко говоря, не очень порядочной сделке, выступили на пресс-конференции перед местными журналистами, настойчиво оправдывая заключенный за спиной своего стратегического партнера многомиллионный долларовый контракт. Они заявили, что Белоруссия имеет полное право продать этот комплекс за границу, так как им торгует сама Россия, уже поставив его в Словакию, Болгарию и Китай. Кроме того, Белоруссия имеет полное право на эту систему, так как вместе с Россией участвовала и участвует в его создании. И потом цена контракта, приведенная «Известиями», утверждают они, не соответствует истине. Белоруссия продает С-300 ПМУ не за 500 миллионов долларов, как указала газета, а за шесть миллионов.
Что тут скажешь? Уж лучше бы эти чиновники не приводили таких доводов, ибо подобные аргументы, как ничто другое, говорят об уровне их компетентности. Да, Россия продала С-300 ПМУ в указанные государства. Об этом наша газета сообщала. Но в каждом из подписанных контрактов специально оговорена невозможность перепродажи этих систем в третьи страны. В Белоруссии без согласия своего партнера по кооперации пытались грубо нарушить это положение.
Да, белорусские инженеры и рабочие участвовали и участвуют в работе над комплексом. Но делают для него в Минске только самоходные шасси, тягачи МАЗы, на которых размещается зенитно-ракетная система. Машины, как утверждают российские конструкторы, замечательные: высокопроходимые, грузоподъемные, как раз такие, какие нужны зенитчикам. Не случайно, несмотря на порванные кооперационные связи с другими республиками бывшего Союза, наши ракетчики продолжают тесное сотрудничество с Минским автомобильным заводом, обеспечивая ему и госзаказ, и регулярные поступления финансовых средств.
Все так. Но при чем тут право белорусских чиновников на российский ракетный интеллект, секретные «ноу-хау», которые принадлежат не минским КБ, а московскому конструкторскому бюро «Алмаз» и химкинскому машиностроительному КБ «Факел», другим российским фирмам?
Теперь о цене. Стоимость контракта — 500 миллионов долларов — назвали не «Известия», а минское агентство «Масс-Медиа Центр», на которое мы ссылались, заметив при этом, что цена эта завышена невероятно. Да и 6 миллионов долларов, за которые собирались в Минске продать комплекс, тоже вызывает крайнее недоумение. Она на порядок меньше, чем реально стоит даже одна система С-300 ПМУ. Только радиолокационная станция, входящая в него, оценивается примерно в 15 миллионов долларов, сами пусковые — в 2—3 миллиона, а еще есть ракеты, стендовое оборудование, другая аппаратура, без которой система — не система.
Демпинговая цена на С-300 ПМУ, говорят специалисты, свидетельствует лишь об одном — о желании ее покупателей разобрать ракеты и другую аппаратуру, посмотреть, как они сделаны. То есть получить непосредственный доступ к тем самым секретным «ноу-хау», о которых мы и писали.
И еще об одной детали, мимо которой нельзя пройти. В Минске публикацию «Известий» кое-кто поспешил назвать «провокацией», имеющей целью осложнить российско-белорусские отношения в тот момент, когда близится к завершению работа над договором о дружбе и сотрудничестве между двумя братскими странами.
Странная логика у белорусских бюрократов. Получается, что не минские чиновники за спиной России и без ее согласия подготовили контракт, реализация которого могла нанести ущерб взаимоотношениям двух стран, не они собирались поиметь выгоду от продажи чужих секретов, а газета, которая рассказала об этой сомнительной сделке. Тут уж поистине валят с больной головы на здоровую.
Кстати, нельзя не сказать и о некомпетентности минских чиновников, заключивших сделку с зарубежной компанией, даже не проверив, кого она представляет, есть ли у нее самой деньги, чтобы выплатить обещанную цену. Корреспондент ИТАР-ТАСС в Канаде Николай Сетунский по собственной инициативе провел для газеты «Известия» свое расследование. Он пытался найти в Монреале компанию «А.Т.О.С» которую представлял в Минске Эммануэль Вайгенсберг.
В телефонном справочнике города и провинции Квебек она не значится. Более того, никакими данными о ней не располагает и торговая палата второго по численности города Канады, хотя этому объединению промышленников и финансистов страны известно о бизнесменах и бизнесе государства все. Обратился журналист и в телефонную компанию «Белл телефон компани оф Канада». У нее тоже никаких сведений о компании «А.Т.О.С.» не оказалось.
Помогла крупнейшая канадская газета «Глоб энд мейл». Она, оказывается, тоже после публикации в «Известиях» о сомнительной сделке минского «Бел-техэкспорта» стала искать Вайгенсберга. Выяснилось, что он — фигура далеко не мифическая. Получил известность в середине восьмидесятых годов, поставляя оружие из многих стран мира в Центральную Америку. Эти контрабандные поставки были составной частью нашумевшего тогда в США скандала «Иран-контрас»…
Видимо, все это в конце концов и предостерегло российское правительство от заключения контракта с Эммануэлем Вайгенсбергом и его фирмой на продажу ему комплекса С-300 ПМУ. Но в Минске репутацией западного бизнесмена интересоваться не стали. Главное, что он предлагал валюту. И, наверное, не только стране.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил в интервью газете «Звязда», что С-300 ПМУ в Минске «давно уже продали бы, если бы не Лукашенко». Я, если бы и хотел, сказал президент, не могу его продать. Это — секретный комплекс, сделанный Россией с участием Белоруссии. И если мы хотим торговать разумно, то такие шаги надо решать совместно. Поэтому я приостановил выполнение контракта, хотя меня настойчиво подталкивают: мы должны его продать. Мы разберемся, у кого здесь личный интерес, пообещал он.
На снимке: вот эти тягачи для зенитно-ракетного комплекса С-300 ПМУ поставляет Белоруссия России.