Военные секреты России могут быть проданы в Минске
По следам сенсационного сообщения
Сенсационное сообщение передало из столицы Белоруссии информационное агентство «Масс-Медиа Центр». Оно стоит того, чтобы привести его целиком.
«Из источников, близких к министерству обороны Белоруссии, говорится в сообщении, стало известно, что республика намерена в ближайшее время продать ракетный комплекс С-300 ПМУ, не имеющий аналогов в мире. По данным военных экспертов, такой же комплекс является основой „зонтика“, предназначенного для защиты Москвы. По имеющейся информации, осуществить продажу этого комплекса пыталось еще правительство Вячеслава Кебича. Однако оно не успело преодолеть все препятствия. Против продажи комплекса, в частности, высказалась Россия».
«Федеральная служба контрразведки России, — утверждает агентство, — по-прежнему считает нецелесообразным реализацию С-300 ПМУ, который является одним из последних достижений российской военной техники. Тем не менее на прошлой неделе все заинтересованные белорусские ведомства дали согласие на продажу комплекса. Толчком к этому послужила информация о том, что ранее такой комплекс был продан Казахстаном Китаю. По данным белорусских источников, С-300 ПМУ будет реализован через предприятие „Белте-хэкспорт“. Наиболее вероятным покупателем является американо-канадская фирма „А.Т.О.С.“. Ориентировочная продажная стоимость комплекса 500 миллионов долларов США.»
Факты за семью печатями
Мы связались с российской государственной компанией «Росвооружение», занимающейся экспортом оружия и боевой техники, и попросили подтвердить или опровергнуть это сообщение. Но ответственный работник компании, пожелавший остаться неназванным, заявил, что «Белоруссия — суверенное государство, и как-то комментировать ее действия я не вправе». Отказался дать какую-либо информациию по этому поводу «Известиям» и генеральный директор «Белтехэк-спорта» Виктор Тур.
—Согласно постановлению правительства Белоруссии, вся информация по экспорту оружия является закрытой и запрещена для публикации, — сказал он мне. Не захотели ответить на наши вопросы и в Министерстве обороны России, и в военном ведомстве Минска. Между тем они остаются открытыми.
Мобильный многоканальный зенитно-ракетный комплекс С-300 ПМУ (его еще называют «русским „Патриотом“, хотя по боевым характеристикам он значительно опережает заокеанскую технику.-В.Л.), как и его модернизированный вариант С-300 ПМУ-1, действительно является одним из самых надежных и эффективных видов оружия противовоздушной защиты. Наша газета о нем уже не раз писала (№ 80 от 3 апреля 1992 г., № 119, 29 июня 1993 г.). Он и вправду защищает небо российской столицы и способен поразить любые воздушные цели, в том числе и крылатые ракеты, а С-300 ПМУ-1 еще и баллистические. Воины Московского округа ПВО круглосуточно несут на нем боевое дежурство.
Комплекс создан в российском НПО «Алмаз» под руководством генерального конструктора академика Бориса Бункина, и все «ноу-хау» системы, ее производственные и военные секреты принадлежат именно нашей стране и «Алмазу». Без лицензии МВЭС России, разрешения ее военного руководства и правительства поставлять такую технику за рубеж нельзя. Это противозаконно и, мягко говоря, для друзей и соратников неприлично.
До сих пор С—300 ПМУ находились только в Болгарии, Чехословакии и ГДР. После объединения двух Германий комплекс возвращен в нашу страну. Как мне известно, Казахстан не поставлял и не мог поставлять эти системы в Китай, но сравнительно недавно несколько зенитно-ракетных дивизионов С—300 Китаю продала Россия. Причем все, что уходило за рубеж, было экспортным вариантом уникального комплекса, созданного на наших заводах.
Экспортный вариант практически не отличается по своим боевым характеристикам от того, что стоит на вооружении российской армии, но он сделан так, чтобы не нанести ущерба безопасности и обороноспособности самой России. Кстати, такая практика существует не только у нас, но и во всех развитых странах мира, торгующих боевой техникой, в том числе и в США, Великобритании, Франции, Китае…
На территорию Белоруссии такой, экспортный вариант, как известно мне, не поставлялся. Кроме одного, что служил учебной базой для курсантов Минского высшего военного зенитно-ракетного училища.
Но по мнению знакомых мне военных экспертов, единичный экземпляр никак не может стоить 500 миллионов долларов. Это слишком большая цена за такой комплект. И тот, кто собирается его покупать, прекрасно знает истинную стоимость системы. Но может быть, он собирается платить не только за нее?
У западных коммивояжеров свои интересы
Моих собеседников в Москве насторожило и название фирмы, которая якобы подписывает контракт с «Белтехэк-спортом». Президента «А.Т.О.С.» господина Вайгенсберга, чей почтовый адрес — Канада, Монреаль, провинция Квебек (есть также улица и номер дома-В.Л.) — хорошо знают в российской столице. По информации, которой я обладаю, он сравнительно недавно обращался в НПО «Алмаз» с просьбой продать зенитно-ракетный комплекс С—300 ПМУ, показывал рекомендательные письма высокопоставленных лиц из американского руководства, утверждал, что действует по поручению Пентагона.
Ему ответили согласием. Но в проект контракта заложили следующие условия: правительство страны, которую он представляет, а продают боевую технику у нас только государству, а не частной фирме, покупает не меньше полка С—300 ПМУ, — меньший комплект не позволяет в полной мере использовать все его боевые достоинства, кроме того, это правительство берет на себя обязательство не использовать российскую зенитно-ракетную систему в антирекламных целях. Очень просто вывезти наш С—300 ПМУ на полигон, посадить на него не очень опытный расчет, рядом поставить собственный «Патриот», устроить публичные стрельбы, где одна система будет «мазать», а другая сбивать все цели, и путь проигравшему на мировой рынок, кто это будет сомневаться не приходится, — окажется закрыт почти навсегда.
Еще участники переговоров предложили президенту «А.Т.О.С.» создать совместное предприятие по обслуживанию комплекса, где 60 процентов акций будет принадлежать российской стороне. Говорят, что господину Вайгенсбергу не очень понравились такие условия. Но через пару недель из Монреаля пришел факс, что он согласен.
Правда, вскоре предприниматель из Канады захотел купить другой российский зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для сухопутных войск. Боевые характеристики его очень похожи на тактикотехнические данные С—300 ПМУ, хотя тот и не несет боевого дежурства, а цену на фирме запросили у иностранца несколько ниже предыдущей.
Контракт был уже практически готов к подписанию, но на него не дало согласия правительство России.
Теперь президент «А.Т.О.С.» обнаружился в Минске.
Судя по тому, говорят мои собеседники, что комплекс покупают без переговоров с заводами, которые производят для него автоматизированные системы управления и вычислительную технику, без договоров о поставках к нему ракет и запасных частей, обучающей аппаратуры (все такие заводы находятся в России), цель контракта по находящимся в Белоруссии системам С—300 ПМУ только одна — скомпрометировать на мировом рынке наши действительно уникальные боевые машины, не дать появиться им в богатых странах, готовых платить за уникальную российскую боевую технику не ширпотребом и долговыми обязательствами, а реальной валютой. А такие контракты должны состояться в самое ближайшее время. На это, видимо, не жалко и полмиллиарда долларов.
А если на такой сомнительный контракт все же пойдут в Белоруссии, то это тоже не сможет не отразиться на наших межгосударственных отношениях. И здесь западные торговцы российским оружием внакладе не останутся.
Можно понять, говорили мне собеседники из оборонного комплекса, тяжелое экономическое положение наших белорусских коллег, у нас оно не намного лучше, их желание как-то поправить дела за счет выгодного зарубежного контракта. Но не ценой продажи чужих секретов.
А поезд идет
… На днях, стало мне известно из компетентных источников, в Москве задержан груз со стендовым имуществом, запасными частями, комплектующими и другой аппаратурой для зенитно-ракетного комплекса С—300 ПМУ, практически полностью составляющим боевую систему. Он направлялся столичной акционерной компанией «Кунцево» в адрес белорусского АО «Агат». Груз сопровождался накладными документами, подписанными некоторыми крупными российскими чиновниками из Госкомоборонпрома, но не имел правительственной лицензии на вывоз военной техники за пределы России.
Так что, видно по всему, история с попыткой продажи в Белоруссии зарубежному предпринимателю уникального российского зенитно-ракетного комплекса С—300 ПМУ еще далеко не окончена.