Как исчезают иномарки? Совсем не так, как «Жигули»
Хуго ЭРИКССЕН. норвежский журналист
Первый материал норвежского журналиста Хуго Эрикссена «Сервис не по-фински, а по-свински» был опубликован в «Известиях» 9 августа. Речь шла о работе одной из столичных станций техобслуживания. Финские механики не смогли установить причину неисправности в Ауди-100 и окончательно доломали машину. Обслуживание обошлось в полтора миллиона рублей. Господин Эрикссен при поддержке «Известий» и Конфедерации обществ потребителей решил обратиться в суд. Но для этого требовалось заключение экспертов с другой станции техобслуживания — по Врачебному проезду, дом 3.
Мощные металлические ворота, мускулистые охранники, скрытая видеокамера на входе, схватывающая физиономии посетителей на подступах к автосервису, — эти атрибуты русского бизнеса означали, что первоначальное накопление капитала в данной фирме уже произошло, а вот процесс его распределения еще не завершился.
Механик осмотрел мою Ауди-100 и успокоил: починить можно, но ремонт будет дорогим. Названная сумма убеждала — дешевле купить новую иномарку, чем отремонтировать старую. Напомню: на финской станции вообще отказали в ремонте, требуя заменить мотор. Но мне нужна была лишь экспертиза машины — установить, что сломалось в ней само по себе, а что — благодаря финским мастерам.
В назначенный день я приехал за письменным заключением. Около закрытых ворот кого-то нервно поджидала съемочная группа с российского телевидения. Рядом беспомощно толпились клиенты, пытаясь выяснить у охранников, почему их не пускают на сервис. И вообще — где машины?! Ничего выяснить тогда не удалось. А через пару дней я увидел по телевизору свой затылок и понял из показанного сюжета, что власть на сервисе переменилась.
Новый владелец автостанции, выслушав по телефону мои претензии, в ответ неожиданно трогательно рассказал о себе. Пятнадцать лет он отдал советской дипломатии и благодаря наработанным связям имеет теперь крупный бизнес. Специализируется на продаже каких-то насосов, всю Москву ими завалил, а эта несчастная станция, на которой застряла моя Ауди, все нервы ему измотала. Сейчас он немного придет в себя и подготовит бумагу.
Время шло, но ни заключения экспертов, ни самой машины я в глаза не видел. Опять позвонил «дипломату».
— Наконец-то починили Ауди, стоит под окнами офиса, — сказал он.
Могу представить, как выражаются в таких случаях русские клиенты. Впервые я пожалел, что не освоил всех нюансов русского языка.
Правда, никакой машины под окнами не оказалось. На пару с «дипломатом» мы искали ее повсюду — на автостоянке, в ближайшем пустом ангаре, просто за углом дома...
После безуспешных поисков хозяин станции пригласил меня в кабинет. На бумаге он нарисовал два квадрата, соединенных прямой линией. Один квадрат изображал коробку передач, другой — карбюратор. С его слов я понял, что механическая связь между этими узлами в моей машине нарушена. Вдобавок, по выражению шефа автостанции, мотор неприятно тренькал.
— А в машине, которая должна была стоять утром под окнами, с мотором оыло все в порядке?
Специалист по насосам посмотрел на меня так, словно это я потерял его машину, а не наоборот. Пришлось даже дипломатично промолчать, что в данной модели Ауди карбюратора отродясь не было.
На следующий день мне предложили вернуть машину обратно всего за полмиллиона. В комплексе с тренькающим мотором, поломанным карбюратором, но без экспертного заключения. Оказалось, на станции совсем нет денег, а пришел срок выдавать зарплату механикам.
Платить я отказался. Из малопонятных выражений «дипломата» я все-таки усвоил главное — без денег машины не видать.
Пришлось обратиться в милицию. Русский приятель обратился к мафии. Сотрудник угрозыска пообещал разовраться, представитель мафии пообещал устроить «разборку». Не знаю, какой из механизмов сработал, но машину мне вернули через день и в том самом состоянии, в котором она пребывала после финского сервиса.
За это время нужда в письменном заключении отпала. Вернулся из отпуска управляющий финской техстанцией. Прочитал «Известия» и предложил уладить конфликт до суда. Мне вернули уплаченные ранее миллионы, возместили расходы на такси и в качестве моральной компенсации предложили отремонтировать машину. Она и по сей день там стоит.