June 13

ГАИ борется с нарушением правил, но при этом нарушает закон


Валерий ЯКОВ, «Известия»


Две недели назад «Известия» (№ 102) рассказали о неожиданном появлении на Пушкинской площади платной стоянки местного ночного казино. Еще неделю спустя (№ 107) была опубликована заметка о малоизвестной фирме, также загадочном образом получившей заветное место на площади и развернувшей свои автобудки прямо у входа в редакцию. Как мы и предполагали, публикация на судьбе стоянки и пивных будок не отразилась, зато неожиданно повела себя местная ГАИ.

Центральная префектура Москвы, без ведома которой ни один боец рыночных отношений не окопался бы на Пушкинской площади, пока отмалчивается, что чрезвычайно устраивает состоятельных господ, получивших доходные места на центральной площади города, — молчание властей служит им несомненной поддержкой. Даже Госавтоинспекция, известная своей любовью к наведению порядка на вверенных ей дорогах столицы, стыдливо мирится с тем, что платные автостоянки «Макдональдса» и ночного казино расположены прямо на проезжей части.

Готовя вышеупомянутые публикации, я, естественно, позвонил в ГАИ и спросил: куда же смотрела моя милиция, давая добро фирмачам? В ответ на это в ГАИ доходчиво объяснили: добро давала префектура, «а с нами лишь согласовали детали», так что и писать вроде не о чем. Я тем не менее нашел о чем.

А вчера вечером выхожу из редакции и лично убеждаюсь, что все-таки наша ГАИ — самая принципиальная ГАИ в мире. Ну если и не в целом мире, то как минимум — на всей Пушкинской площади. Неизвестный сотрудник этого правоохранительного ведомства сумел обнаружить, что мой личный автомобиль «припаркован в нарушение правил» прямо на тротуаре, в связи с чем, вероятно, и отвинтил номерные знаки. А взамен оставил на лобовом стекле обрывок официальной бумажки по имени «Постановление», на которой от руки проинформировал: «Ваш номерной знак снят», а дальше типографским шрифтом — «на основании ст. 115 ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. „Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения“. Материал, дескать, передан во второй отдел ГАИ. И нет на бумажке ни даты, ни подписи.

льность у » Ej Т Т эРа дейст-। >й — я уже
в течение трех лет ставлю машину на одно и то же место, наконец заметили. Кроме того, на тротуаре в этот вечер были припаркованы еще 23 авто, их номера не тронули.

Но самое главное — «принципиальный» инспектор сумел не заметить, что в самом центре пешеходной площади стоит пивная автобудка, которая тоже при госномерах. И не увидел пустующей рядом с редакцией платной стоянки, на месте которой вполне бы могли разместиться наши авто, если бы не странная необходимость платить какому-то ночному клубу по 2 тысячи рублей в час за право парковаться у «Известий».

Проявив встречную бдительность, я заглянул в Административный кодекс и увидел, что в упомянутой статье речь идет лишь о штрафах и ни слова не говорится о таком наказании, как снятие номерных знаков. Открыл Уголовный кодекс — и в нем такое наказание не упоминается. Конституцию полистал, там четко говорится, что за одно и то же деяние дважды не наказывают.

Таким образом, действующее законодательство за неправильную парковку предусматривает только одно наказание — штраф. И лишь при одном условии — если вина водителя полно и всесторонне доказана (чем обычно инспектора ГАИ себя не обременяют).

Моих весьма скромных юридических познаний хватает на то, чтобы понимать, что ведомственные, местнические и прочие инструкции, положения, постановления, дополнения и т. д. не должны выходить за рамки действующего законодательства и вводить несуществующие санкции. Однако мой жизненный опыт напоминает, что столичная ГАИ с одобрения гор-властей любит активно внедрять в действительность новые формы борьбы с нарушителями ПДД, — это и общеизвестная блокировка колес, и насильная эвакуация автомобиля в неизвестном направлении, и принудительное направление на переэкзаменовку, и тайное, в отсутствие водителя, снятие номерных знаков… Последним мероприятием особенно любят заниматься милицейские сотрудники в аэропорту Шереметьево-2, у Киевского вокзала, у Митинского рынка и на всех остальных площадях и улицах столицы. Очень надежный способ изъятия у автомобильных граждан денежных знаков. Хотя не предусмотрен законом, да и смахивает на рэкет.

Утром, перед тем как сдать эту заметку в номер, я подъехал из любопытства на Садовую-Самотечную к зданию городского управления ГАИ. На тротуаре у здания плотно стояли частные автомобили сотрудников ГАИ. Ни у одного из них не были сняты номерные знаки. Видимо, сюда еще «принципиальный» инспектор не дошел.

«Известия» 16 июня 1994 года