June 13

Казино играет ва-банк

и устраивает платную автостоянку за спиной у Пушкина


Валерий ЯКОВ. «Известия»


На днях в Москве незаметно прошло маленькое знаменательное событие — на Пушкинской площади столицы успешно освоена еще одна пядь земли для извлечения трудовых доходов из карманов граждан. С прошлого года памятник поэту уверенно окружали пивными точками, дабы он скорее прочувствовал приход племени молодого и незнакомого. В нынешнем году поэта начинают окружать цепными стоянками.

Припарковать автомобиль в центре Москвы становится все сложнее, невольно складывается впечатление, что количество запретительных знаков увеличивается с каждым днем. Но если это впечатление и обманчиво, то о платных стоянках можно сказать совершенно определенно — их становится больше и появляются они порой в самых неожиданных местах. Например, напротив «Известий».

Вначале на углу рядом с кинотеатром «Россия» появилась будочка для охранников, вызвав настороженность автовладельцев, привыкших парковать свои машины рядом со сквером. Их опасения подтвердились буквально через день — от будки до пивного автобуса, стоящего на приколе уже почти год, протянулись массивные металлические цепи, и место парковки, доступное еще накануне всем желающим, оказалось надежно огражденным. Впрочем, попасть за ограду может тоже каждый желающий автовладелец, но теперь уже за кровные дензнаки. Такса — 2 тысячи р. в час. А называется отныне эта оцепленная пядь московской земли «платной стоянкой ночного клуба „Каро“.

Для читателей, слабо владеющих географией столичного центра, поясню — проезд от улицы Чехова до Тверской является довольно оживленным участком Бульварного кольца, и каждый дорожный метр здесь на счету, особенно в часы «пик». Соответственно, чтобы обнести цепями несколько десятков таких квадратных метров — нужны очень весомые аргументы. Или возможности. Судя по всему, ночной клуб ими обладает. По крайней мере столичная Госавтоинспекция узнала едва ли не последней о том, что у «Каро» появилась платная стоянка на проезжей части в самом центре города. Появилась, конечно, не просто так, а после специального распоряжения префектуры Центрального округа (известной своей отеческой заботой о пивном автобусе). Выяснить в самой префектуре, на каких условиях была сдана ночным бизнесменам эта пядь земли, не удалось по известной причине — коммерческой тайны проекта. Узнал лишь, что зампрефекта, плотно курировавший этот конкретный вопрос, больше вышеназванную должность не занимает. Известно только, что в первоначальном варианте договора предусматривалось использовать это место парковки в качестве охраняемой платной стоянки лишь в ночное время — как дополнительную услугу клиентам клуба. А днем оставлять ее доступной по-прежнему для всех желающих. Кто и на каком этапе отступил от того варианта, можно гадать сколько угодно, но охранники из «Каро» с отвоеванной пяди земли уже не отступают.

Аналогичную решимость проявляют и аналогичные по функциям бойцы известного ресторана «Макдональдс», что на той же Пушкинской площади. Их «завоевания» даже внушительней: у ресторана проезд перекрыт цепями полностью — чтобы транзитный транспорт не мешал зарабатывать денежные знаки. ГАИ периодически напоминает бойцам и их командирам, что согласие на платную стоянку было здесь достигнуто при условии, что улица останется свободной для движения. Дальше напоминаний дело не идет, и цепи по-прежнему перекрывают улицу.

У рядового автолюбителя при таких картинках столичной дорожной жизни может возникнуть впечатление, что у нас уже не только на дорогах, но и на стоянках правит исключительно рубль. Наверное, это не совсем так. Иначе как объяснить создание при московском правительстве специальной комиссии, которая должна упорядочить ситуацию с платными стоянками и местами парковки? Комиссия провела уже два заседания, разослала во все столичные округа телеграммы с просьбой — изложить местную парково-стояночную картину и назвать поименно всех владельцев оцепленных пядей земли. Комиссия полна решимости навести порядок в этом щекотливом вопросе, хотя еще не понятно — как. Тем более что примеры оказались заразительными, и цепная реакция покатилась по столице. Теперь, к примеру, у Киевского вокзала не осталось ни одного места бесплатной парковки. Хочешь проводить человека в дорогу и помочь донести вещи — оставляй машину в центре площади на платной стоянке и тащись с баулами через оживленный автомобильный поток до перрона — несколько сот метров. Можно, конечно, остановиться и у здания вокзала на извечном месте парковки, но по возвращении вас встретит радостный старшина, который тут же даст почувствовать разницу с платной стоянкой.

Такая же ситуация и у Курского вокзала, где загнанному автовладельцу родственников лучше не встречать и не провожать. Знающие люди уверяют, что на очереди — Белорусский вокзал.

Говорят, будто вся эта цепная реакция называется наведением порядка. Может, оно так и есть, но тогда не совсем понятно, отчего возникают дополнительные неудобства, хлопоты и траты у кого угодно, но только не у владельцев цепей.

Фото Виктора АХЛОМОВА

«Известия» 1 июня 1994 года