Скандала с приватизацией «Норильского никеля» не было
В «Известиях» № 99 была опубликована статья нашего корреспондента «Громкий скандал на финише чековой приватизации» о проблемах приватизации концерна «Норильский никель», в которой руководитель администрации Красноярска обвинял Госкомимущества в том, что акционирование концерна велось с нарушениями законодательства, в тайне от местных властей. Руководители Госкомимущества категорически не согласны с такой оценкой. По мнению Анатолия Чубайса, «никаких проблем, связанных с акционированием Норильского комбината не существует, все они являются плодом активных политических махинаций и, к сожалению, стремления журналистов раздуть скандал на пустом месте, там, где для него нет никаких оснований».
За несколько дней до публикации этого материала в «Известиях» губернатор Красноярского края В. Зубов выступил с сенсационным сообщением «о норильских тайнах» по двум ведущим каналам красноярских телекомпаний, и, естественно, корреспондент газеты не мог не сообщить редакции новость, взбудоражившую город. Главное, в чем заключались обвинения губернатора, кроме «закулисной» подготовки незаконной приватизации, было то, что в результате акционирования концерна вместе с заводом «Красцветмет», практически монополистом по выпуску платины, теряется государственный контроль за производством драгоценных металлов, а делается это в угоду «узкому кругу чиновников и руководителей концерна».
Во время моей беседы с заместителем председателя Госкомимущества Альфредом Кохом, который отвечал за подготовку документов приватизации, вел все переговоры с красноярцами и, кстати, сам входит в состав Совета директоров «Норильского никеля», выяснилась поразительная подробность. На рубеже 1991-1 992 годов было принято Верховным Советом решение вывести концерн (вместе с «Красцветметом») из подчинения... правительству.
Таким образом, указ президента о приватизации «Норильского никеля» восстанавливал контроль над предприятием: концерн акционировался по первому варианту льгот и, следовательно, контрольный пакет — 51 процент акций передается государству. Как известно, пять процентов акций при таком варианте имеют право выкупить руководители предприятия. В концерне такое право получили около 400 человек, а не 200, как сообщалось в статье. И это вдвое меньше, чем число акций, положенных рядовым работникам. И не 5—7 человек будут контролировать управление производством, как считает В. Зубов, а более двадцати человек, почти половина их — на уровне замминистров. В их числе, кстати, и сам губернатор В. Зубов.
Как выяснилось из представленных А. Кохом документов, все они аккуратно отправлялись из Москвы в Красноярск, и не знать о них губернатор просто не мог. Так же несостоятельна ссылка на то, что проект указа скрепил своей подписью только В. Сергиенко, политический противник Зубова, уволенный им сразу же после этого. В любом случае он за минувшее время мог легко аннулировать подпись своего зама и поднять вопрос о новом варианте проекта, тем более что был поеле этого в Москве и встречался с Чубайсом. Анатолий Чубайс так комментирует последние события.
— Немедленно, как только этот вопрос впервые был им поставлен, по его просьбе мы собрали специальное совещание, на которое пригласили генерального директора «Норильского никеля» А. Филатова. На совещании был рассмотрен полный перечень проблем, которые беспокоили главу Красноярского края. По части из них мы приняли решения, которые отстаивал директор концерна Филатов, по части — Зубова. Главный вопрос, связанный с «Красцветметом», решали не на уровне московских и красноярских начальников, а на уровне предприятия. Было проведено собрание акционеров на «Красцветмете», которое само решало, входить или не входить им в состав «Норильского никеля». Собрание решило — не входить. Мной было направлено премьеру предложение об исключении завода из концерна. 24 мая Виктор Черномырдин подписал постановление о выделении «Красцветмета» из «Норильского никеля».
Увы, газета опубликовала свой материал три дня спустя после разрешения всех конфликтов... Впрочем, нет, далеко не всех: изменения, которые теперь необходимо внести в приватизационные документы, ставят под угрозу чековую приватизацию крупнейшего предприятия в Красноярском крае.