June 29, 2023

Севастополь - не семейная проблема Украины и России


Ирина ПОГОДИНА, журналист


Достигнутое усилиями украинской дипломатии заявление главы Совета Безопасности ООН, осуждающее постановление ВС РФ по статусу Севастополя, является серьезной победой нс только Украины. Беспрецедентное решение стало превентивным применением международного права в вопросе, на первый взгляд касающемся двусторонних интересов спорящих стран, но в перспективе угрожающем стабильности всего европейского и международного сообщества.

На пресс-конференции в Киеве заместитель министра иностранных дел, глава делегации Украины в Совете Безопасности Б. Тарасюк подчеркнул, что, осуществляя свою миссию в ООН, украинские дипломаты доказали оппонентам, что решение ВС РФ не является также всего лишь результатом внутриполитической борьбы в России. К сожалению, и это пришлось признать всем членам Совета Безопасности, оно было закономерным итогом целенаправленной борьбы многих сил в России против независимости Украины.

Даже исполнительские структуры России, которые отмежевались от конкретного постановления парламентариев по Севастополю, до сих пор не засвидетельствовали безоговорочно, что исключают территориальные притязания к Украине. В выступлении постоянного представителя РФ в Совете Безопасности Воронцова также прозвучало прямое указание на признание территориальной целостности Украины только в составе СНГ, что является прямым нарушением одной из императивных норм международного права, гласящей о территориальной неделимости суверенных государств. То же нарушение постоянно присутствует и в текстах так называемых «гарантий», которые Россия предлагает Украине в обмен на ядерное разоружение, что делает эти гарантии бессмысленными.

Б. Тарасюк подчеркнул также, что, зарезервировав возможность в дальнейшем обращаться в СБ в случае, если решение парламента России будет проводиться в жизнь, украинская дипломатия намерена не злоупотреблять вниманием мирового сообщества, а своевременно предупреждать развитие событий, подобных югославскому, карабахскому и другим так называемым локальным конфликтам. Подвергая обструкции такую позицию Украины, российская сторона лишь будет развивать уже звучавшие в Москве голоса о том, что ООН поторопилась признать независимость новых государств, а это едва ли можно назвать последовательной позицией, тем более что она противоречит самому духу и букве двустороннего договора между Украиной и Россией 1990 года.

КИЕВ.

«Известия» 29 июля 1993 года