June 25, 2023

Совет безопасности ООН осудил постановление российского парламента по Севастополю


Борис РОДИОНОВ, «Известия»


Вопреки сомнениям, высказывавшимся в дипломатических кругах, Совет Безопасности ООН все же занялся во вторник рассмотрением украинской жалобы по Севастополю. Как обычно в подобных сложных ситуациях, вместо принятия резолюции за номером таким-то была избрана форма заявления председателя Совета Безопасности на его очередном заседании. Постановление Верховного Совета России «О статусе города Севастополя» признано не имеющим силы, сообщил корреспондент ИТАР—ТАСС из ООН.

Как отмечалось в предыдущем номере «Известий», на Смоленской площади, видимо, рассчитывали, что Совет Безопасности сочтет необоснованным обращение Киева в ООН, исходя из того, что российское руководство недвусмысленно осудило решение Верховного Совета России о взятии Севастополя под юрисдикцию Москвы и подтвердило отсутствие у Российской Федерации каких бы то ни было территориальных претензий к Украине. Однако в ООН жалобе с берегов Днепра был дан ход, что. кстати сказать, свидетельствует о растущем международном весе молодой украинской державы.

После этого — перед началом заседания Совета Безопасности — в ООН был распространен документ российского МИД, в котором, в частности, говорится: «Не преуменьшая негативных последствий административных решений руководства бывшего СССР по территориальным вопросам, следует вновь подчеркнуть, что любые проблемы, как бы сложны они ни были, можно решать лишь в рамках политического диалога, с учетом мнений и интересов различных групп населения, при строгом соблюдении договоров и соглашений с украинской стороной, принципов СБСЕ и ООН».

Выступивший на заседании постоянный представитель РФ при ООН Юлий Воронцов подчеркнул: «Президент и правительство Российской Федерации руководствовались и будут руководствоваться договорами и соглашениями с Украиной. В том числе в части уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга».

В своем заявлении председатель Совета Безопасности Д. Хэнней (Великобритания) опирается на положение российско-украинского договора 1990 года, согласно которому стороны обязались уважать территориальную целостность друг друга «в рамках существующих в настоящее время границ». Контраргумент о том. что территориальная целостность гарантировалась договором в границах, существовавших в рамках СССР, не был принят во внимание. Это должно стать холодным душем для горячих голов, уверявших, что международно-правовая оценка однозначно подтвердит обоснованность притязаний российского Белого дома на Севастополь.

Совет Безопасности в заявлении своего председателя приветствовал усилия президентов и правительств России и Украины «с целью улаживать любые разногласия между ними мирными средствами» и обратился с настоятельным призывом «принять все меры, чтобы не допустить возникновения напряженности».

Конечно, напряженность уже возникла, и погасить ее будет непросто. Тем более, что и в Москве, и в Киеве, и в Севастополе национал-патрмоты стремятся побыстрее нажить политический капитал на болезненных последствиях административных решений руководства бывшего СССР по Крыму. Но все здравомыслящие силы должны извлечь необходимый урок из реакции Совета Безопасности. Остается надеяться, что после летних каникул, хорошенько поразмыслив и учтя позицию международного сообщества, Верховный Совет России вернется к своему постановлению о статусе Севастополя.

«Известия» 22 июля 1993 года