January 1, 2023

Столкновение ОМОНа и афганцев. Кто прав - должно решить следствие


Николай БУРБЫГА, Александр ПАШКОВ. «Известия»


Прокуратура Екатеринбурга возбудила уголовное дело против ОМОНа, а милиция в свою очередь — против четверых «афганцев». Со всей страны в этот город съезжаются «афганцы» защищать «своих». Ситуация складывается сложная.

В 28-м номере «Известий» от 13 февраля мы, основываясь на рассказе потерпевших, сообщили о том, как 10 февраля две роты ОМОНа и более пятидесяти милиционеров Екатеринбурга штурмовали здание местного «Трансагентства», в котором находились областной Союз ветеранов войны в Афганистане, а также несколько других офисов. В результате проведенной операции было задержано более пятидесяти «афганцев». Вскоре большинство из них были отпущены, а четверым предъявлено уголовное обвинение.

После инцидента в редакцию обратилось много людей с жалобой на действия ОМОНа. «Наши женщины уже который день не могут прийти в себя, — рассказывает директор «Трансагентства» Нелля Смоленская. — ОМОН вел себя хуже рэкетиров, выламывал двери, круша все на своем пути».

Как сообщили в редакцию сами «афганцы», травмпункты города отказались без направления из милиции проводить освидетельствование получивших травмы людей. А милиция в свою очередь какие-либо справки выдавать тоже нс желает. Но, несмотря на это, прокуратурой города возбуждено уголовное дело в отношении действий ОМОНа.

Правда, это обстоятельство не всех устраивает, так как омоновцы были в масках и опознать кого-то будет практически невозможно. «Мы не сможем доказать, что милиция устроила массовое побоище, — считает Андрей Любимов, заместитель председателя областного Союза ветеранов Афганистана. — Это понимают и работники милиции, которые спокойно советуют подавать на них в суд».

И все-таки, что руководило действиями местных правоохранительных органов, проведших столь шумную операцию?

Оказывается, все шло по плану. В России идет операция «Сигнал». И вот — в «рэмках» этой операции — были задержаны по подозрению в злостном хулиганстве и изнасиловании председатель Свердловского областного отделения Союза ветеранов Афганистана В. Лебедев, начальник отдела сопровождения грузов подразделения «Защита» В. Бабкин, рабочий гостиницы В. Опарей, заместитель директора кафе «Бизнес-клуб» О. Байбарин.

Однако на общем собрании воинов-«афганцев» Свердловской области и уральского региона было принято заявление в адрес президента России, сессии Верховного Совета, Генерального прокурора и местных властей, в котором утверждается: аресты — незаконны, а действия ОМОНа — разнузданны и оскорбительны.

По мнению заместителя начальника уголовного розыска Екатеринбурга В. Руденко, который возглавлял операцию совместно с представителями Пермского и Тюменского ОМОНа, претензий к своим людям по части грубости и разнузданности он предъявить не может. «Если закон в чем-то нарушен, пусть п этом разберутся прокуратура и суд», — заявил он.

Однако, не дожидаясь решений судебных властей, около ста «афганцев» на автомобилях прибыли к зданию горсовета с требованием освободить задержанных. Администрация вынуждена была вновь вызвать ОМОН, который и сейчас защищает здание администрации.

В Екатеринбурге работает сейчас и парламентская комиссия. Чем закончится эта история — мы сообщим.

«Известия» 16 февраля 1993 года