Охота на президента
День за днем. События и публикации 3 февраля 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*
Все газеты без исключения пишут о сенсации — предотвращении покушения на Ельцина. 1 февраля ИТАР-ТАСС со ссылкой на Управление охраны высших должностных лиц (бывшая «девятка» — Девятое управление КГБ) распространил сообщение об аресте майора российской армии, который якобы собирался убить Борис Николаевича. Речь о хабаровчанине Иване Кислове, майоре одной из частей ДальВО.
Первоначально газеты писали, что Кислов служил в строительных войсках, позднее выяснилось, что он был старшим помощником начальника отдела службы войск и боевой подготовки при штабе ДВО. Кислов приехал в Москву с целью убить президента, как он сам потом говорил, «чтобы отомстить за развал СССР». С его слов, он собрал два небольших взрывных устройства, начиненных свинцовыми шариками для увеличения убойной силы, однако они промокли, когда Кислов оказался под дождем, и оказались неработоспособными. 1 января майор прибыл в Москву и сразу же начал искать подходящее для покушения место, следил за комплексом правительственных зданий на Старой площади, изучая распорядок приезда-отъезда руководства страны.
Когда выяснилось, что взрывчатка пришла в негодность (к слову, бомбы следователи так и не нашли), Кислов решил убить Ельцина перочинным ножом, для чего караулил его у подъезда дома, где прежде жил президент, но неудачно — как раз в это время Борис Николаевич находился с визитом в Индии. 27 января Кислов залез на крышу здания администрации президента на Старой площади, не зная, что Ельцина в Москве нет. Вскоре он был обнаружен сотрудниками службы безопасности, которым Кислов представился дворником. Но ему не поверили и задержали.
Во время обыска у Кислова обнаружили удостоверение личности офицера, после чего его передали в военную прокуратуру. Почему человек, которому грозило обвинение всего лишь в самовольном оставлении части и дезертирстве, вдруг решил признаться в подготовке покушения на президента, до сих пор не ясно. Но, неожиданно для следователей, Кислов заявил, что готовил убийство Бориса Ельцина — как месть за развал СССР и плохую ситуацию в стране: «Я решил возложить на себя высокую миссию избавления России от этого человека…»
Следствие предъявило Кислову обвинение в подготовке к убийству и террористическому акту, а также дезертирстве. Самое смешное, что даже нож, который у него изъяли и которым он собирался убить президента, не признали холодным оружием. В итоге, судебно-психиатрическая экспертиза признала Кислова невменяемым и поставила ему диагноз «шизофрения» (самый распространенный и подходящий для таких случаев диагноз в советской и постсоветской психиатрии). Московский гарнизонный суд отправил Кислова на принудительное лечение в Хабаровскую спецбольницу.
В те же дни «КоммерсантЪ» сообщил, что жена Кислова, увидев по телевизору сюжет о муже, «явилась в штаб ДВО и заявила, что подает на развод». При том, что во всех «объективках» отмечалось, что Кислов — примерный семьянин, не курит, не пьет. Такая вот любовь…
Читаю заметки на эту тему в «Известиях», «Независимой», «Российской» и удивляюсь давно забытому, увы, многообразию версий, гипотез, комментариев, которыми СМИ позволили себе снабдить информацию главного новостного агентства страны. Уже в заголовках чувствуется недоверие или, по меньшей мере, скепсис относительно распространенной информации: «От Каплан до „майора-дальневосточника“. С 1918 года над политическими покушениями в России — совершенными и несовершенными — неизменно витала дух провокации» («Независимая газета»), «Майор, ставший „террористом“. Дело о покушении на президента России может лопнуть, едва начавшись» («Известия»), «А был ли мальчик? Подробности к версии о покушении на президента» («Российская газета»), «Странное покушение на президента России» («КоммерсантЪ», 14-я (!) полоса).
«Странность» в этом деле отметили все СМИ. «Прошедшие выходные были отмечены сенсационным сообщением ИТАР-ТАСС об аресте майора российской армии Ивана Кислова, который якобы готовил покушение на Бориса Ельцина. Спустя два дня, в понедельник, многое в этой истории кажется еще более странным, чем представлялось вначале, — пишут «Известия». — Неясно, с какой стати российская Прокуратура и доныне секретнейшая организация — Главное управление охраны высших должностных лиц — организовали утечку своей служебной информации через ИТАР-ТАСС. Ссылки на гласность здесь вряд ли уместны, поскольку общение с прессой у охранного главка, как правило, происходит по принципу «говорить лишь тогда, когда скрывать что-то невозможно… Несомненно, личность подозреваемого заслуживает внимания не только следователей, но и врачей-психиатров. В свою очередь, внимание общества заслуживает та суета и поспешность, с которой российские правоохранительные органы решили „выдать“ дело Кислова в мир. Скептики утверждают, что таких кисловых каждый год набирается многие десятки».
Как ни странно, следов этого майора найти не удалось, как ни попытался я выяснить судьбу террориста — неудачника. Как сквозь землю провалился, при том, что живы и до последнего времени весьма активно общались с прессой скульптор Акакий Мдинарадзе, готовивший покушение на Хрущева в 1960-м; младший лейтенант Виктор Ильин, в 1969-м стрелявший в Брежнева, а попавший в водителя правительственного ЗИЛа, в котором ехал космонавт Леонов; слесарь Александр Шмонов — террорист из Простоквашино, стрелявший в Горбачева в 1990-м…
Но, несмотря на полное отсутствие следов, я уверен, что Кислов — реальный исторический персонаж, реально покушавшийся на президента России. Просто — персонаж был не совсем здоровый, а само покушение, согласитесь, оказалось уж очень «опереточным». А потому, рискну повторить здесь свою гипотезу, высказанную тридцать лет назад: просто майор оказался вовремя и в нужном месте, а потому был активно «привлечен» к поддержанию угасающего имиджа Ельцина.
Между тем, абсолютным молчанием было окружено еще одно «фарсовое» покушение на президента, случившееся тремя месяцами позднее. Очередным «покушавшимся» стал в апреле 1993 года водитель поливочной машины из Ижевска некто Митрохин. Двадцать второго апреля, когда Борис Николаевич находился с визитом в столице Удмуртии, Митрохин бросил камень в президентский кортеж и угодил прямо в машину президента. Метателя тут же арестовали. В августе того же года суд приговорил его за хулиганские действия к двум годам лишения свободы. На суде Митрохин заявил, что не знал, кто находится в машине, а камень запустил просто от злости.
Следующие «громкие» покушения на Ельцина были совершены уже в конце 90-х. 4 ноября 1998 года житель Подольска 65-летний Иван Орлов на автомобиле «Москвич» прорвался на Красную площадь и взорвал машину около Спасской башни. Два сотрудника ФСО получили ранения. Сам Орлов умер в тюремной больнице от сердечного приступа. 20 мая 1999 года житель Краснодара, 35-летний Юрий Сердюк, на своей «Волге» въехал на Красную площадь. Его машина тоже была начинена взрывчаткой, но по счастливой случайности ее не удалось привести в действие. Тогда Сердюк облил себя бензином и поджег. Пламя удалось быстро сбить. А несостоявшегося убийцу Ельцина признали психически больным и поместили в спецлечебницу.
Нынешний президент России Владимир Путин — рекордсмен по количеству совершенных и планировавшихся против него покушений. В этом смысле он уступает, пожалуй, только лидеру кубинской революции Фиделю Кастро. Против Путина, судя по открытым сведениям, планировалось аж тринадцать покушений, из которых четыре были сорваны в первые два года правления Владимира Владимировича.
Первое покушение произошло, когда Путина еще носил приставку «исполняющий обязанности президента» — 24 февраля 2000 года. Тогда руководитель пресс-службы ФСО Сергей Девятов признался, что убить Путина должны были на похоронах Анатолия Собчака в Санкт-Петербурге. Готовилось покушение «не психопатом, а конкретной организацией». Якобы в и.о. президента хотели стрелять два снайпера, нанятые «чеченским бандподпольем». Покушение было предотвращено с помощью «отчетливо отличающихся от стандартных мер безопасности». Тогда же впервые было официально объявлено, что эти меры будут действовать, пока не исчезнет источник угрозы — «проигравшие военным схватку чеченские главари», как сказал Девятов.
Второе покушение на президента России готовилось в Ялте во время неформального саммита СНГ, который проводился 18—19 августа 2000 года. И опять никаких подробностей. Сообщалось лишь, что были задержаны 6 исполнителей — 4 чеченца и 2 выходца с Ближнего Востока. Они намеревались взорвать Путина, когда он должен был подъезжать к месту сбора глав СНГ. Что стало с террористами — неизвестно.
Третье громкое заявление о готовящемся покушении на Путина было сделано в октябре 2001 года. Азербайджанские спецслужбы сообщили, что им удалось предотвратить готовившееся покушение на Владимира Путина, которое должно было быть осуществлено в ходе его визита в Баку 9—10 января. Как заявил министр национальной безопасности Азербайджана Намик Аббасов, осуществить теракт против президента России должен был гражданин Ирака Кянан Ростам. Утверждалось, что Ростам проходил подготовку в лагерях на территории Афганистана, имел связи с чеченскими боевиками, причастными к убийству в Чечне трех британцев и одного новозеландца. В Азербайджане прошел закрытый суд над террористом, который в итоге был осужден на 10 лет лишения свободы.
Четвертое покушение на Путина должно было состояться 16—17 октября 2001 года во время его пребывания его в Иране. 4 террориста должны были взорвать машину, когда мимо нее проезжал кортеж российского президента.
Пятое покушение на российского президента состоялось в феврале 2002 года. Тогда 38-летний житель села Погост Собинского района Владимирской области Иван Зайцев на автомашине ВАЗ-2110 пытался прорваться через Боровицкие ворота Кремля, назвавшись при этом президентом России Владимиром Путиным. «Известия» так описывали подробности: «Когда 6 февраля Зайцева задержали у Боровицких ворот Кремля, при себе имел толстый аккуратно исписанный блокнот. Психиатры еще изучают его. …Иван не скрывает от психиатров, что на этот раз он ехал в Кремль с одной-единственной целью — убить президента Путина. — На этот шаг, как мы считаем, его сподвигла личная трагедия. Полгода назад во Владимире в собственной квартире был зверски убит его родной старший брат, — рассказывают врачи. — Это преступление, до сих пор не раскрытое, было совершено с особой жестокостью. Погибшему целенаправленно отрезали голову. Именно таким образом Иван и решил убить президента. „Отрезать Путину голову“, — записал он в своем дневнике». В итоге, Зайцева поместили в 7-ю психиатрическую больницу в Москве. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Шестое покушение было сорвано в конце 2002 года. 28 ноября о взрывчатке на Рублево-Успенском шоссе сообщило информационное агентство Regnum. По его данным, взрывчатку нашли как раз тогда, когда Владимир Путин должен был возвращаться в подмосковную резиденцию из Кремля. Около 20.45 правительственная трасса была закрыта более чем на два часа, а президентский кортеж поехал в объезд по Новорижскому шоссе. Некоторое время спустя появились сообщения о 40 кг взрывчатки, находившихся якобы в трех железных ящиках, спрятанных недалеко от железнодорожного переезда в трубе прямо перед проезжей частью дороги. А поблизости деревни Раздоры были замечены работающие в лесу саперы. Кто-то припомнил, что незадолго до обнаружения взрывчатки в этом месте шли работы по установке новых рекламных щитов. «Повышенная активность посторонних» показалась ГИБДД подозрительной еще и потому, что рядом с рабочими дежурил черный «Мерседес» с тонированными стеклами.
Седьмое покушение на Владимира Путина произошло тоже в ноябре 2002-го. У очередного злоумышленника созрел хитрый план: выманить на переговоры президента, а потом застрелить. Некий 45-летний Владимир Широков, житель столицы Удмуртии Ижевска, приехал на машине «Газель» к зданию ФСБ на Лубянке. «Он заявил, что автомашина заминирована. В руках у неизвестного автомат», — сообщали тогда из ЦОС ФСБ. После переговоров удалось добиться от террориста согласия перегнать машину на Олимпийский проспект в район строящегося комплекса за плавательный бассейн. Переговоры с Широковым велись более полутора часов. В конце концов, когда он понял, что на переговоры с ним Путин не придет, сдался властям.
Как обычно, объявили, что «Владимир Широков состоит на учете в психоневрологическом диспансере в городе Ижевске». Его снова поместили в психбольницу. В какую — неизвестно, что стало с Широковым — тоже неизвестно.
Восьмое покушение на Путина состоялось в феврале 2003 года. И опять у террористов была новая тактика злодеяния. Выглядело это преступление так. Однажды на казанском пересылочном пункте почты «Татарстан почтасы» был обнаружен конверт с порошком, адресованный на имя президента России Владимира Путина. В этот же день было обнаружено ещё одно подозрительное письмо с пометкой «Москва, Кремль, Владимиру Путину». Местные силовики объявили, что в конвертах якобы была пшеничная мука. Но никакой экспертизы содержимого послания предъявлено не было.
Выяснилось, что письмо послал 39-летний пенсионер, инвалид II группы из Тукаевского района Татарстана. Что стало с инвалидом, как обычно — неизвестно.
В том же году, в июле, было сорвано девятое покушение на Путина. 20 июля на трассе Питер-Псков, незадолго до того как по ней должен был проехать президентский кортеж, обнаружили самодельное взрывное устройство. Его по счастливой случайности обнаружил местный сотрудник милиции во время ночного патрулирования трассы. Оно было спрятано в сумке под путепроводом. Так как до проезда делегации, в которой Путин вместе с Валентиной Матвиенко следовали в Псков, оставалось несколько всего часов, на место были вызваны дополнительные силы ФСБ. Взрывное устройство оказалось очень примитивным. Никто не пострадал.
К десятому покушению на Владимира Путина в октябре 2003 года якобы оказались причастны уже сами сотрудники ФСБ. Тогда было громко объявлено, что «Скотленд-Ярд раскрыл план покушения на президента России Владимира Путина, в котором оказался замешан предприниматель Борис Березовский». Об этом сообщила британская газета The Sunday Times. По ее данным, двое российских граждан, прибывших в Лондон из Москвы в начале октября, встретились с бывшим подполковником ФСБ Александром Литвиненко с целью обсудить план по физическому устранению президента РФ Владимира Путина с помощью чеченцев. Об этой встрече Литвиненко рассказал Борису Березовскому, который посоветовал ему написать заявление в полицию. Предполагаемыми злоумышленниками оказались майор ФСБ Андрей Понькин и некто Алёхин. «В недрах ФСБ растет недовольство Путиным, — якобы говорили чекисты Литвиненко. — Там считают, что, как только президент расправится с олигархами, наступит их очередь побывать в шкуре оборотней с погонами». Убить президента предполагалось из снайперской винтовки во время одного из его заграничных турне.
Что стало с майором ФСБ Понькиным и его подельником Алёхиным — неизвестно. А Литвиненко в ноябре 2006-го умер от отравления полонием-210.
Одиннадцатое покушение на Путина было запланировано на март 2008 года. Оно должно было состояться в день выборов. Организаторы покушения арендовали квартиру на Садовнической улице и доставили туда необходимое оружие. Исполнить покушение должен был 24-летний таджик Шахвелад Османов. Он должен был убить и президента Медведева, и Путина во время их прохода по Васильевскому спуску, чтобы принять участие в праздничном концерте на Красной площади. Сотрудники ФСБ провели штурм квартиры незадолго до начала мероприятия и задержали таджика. Османову было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия. Что стало с таджиком-террористом и его подельниками — неизвестно.
Двенадцатое покушение на Путина произошло в июле 2011 года. Тогда в Москве сотрудники полиции задержали 30-летнего мужчину, пытавшегося проникнуть в Кремль, чтобы добиться выплаты зарплаты. Его направили в больницу для того, чтобы проверить на вменяемость. Что стало с этим мужчиной — тоже неизвестно.
Ну и, наконец, тринадцатое покушение на президента Путина было сорвано совсем недавно — год назад. В феврале 2012-го Первый канал сообщил об аресте в Одессе лиц, находившихся в международном розыске. Из их показаний стало известно, что покушение на Путина они намеревались совершить сразу после президентских выборов 4 марта. Илья Пьянзин и Адам Осмаев — также обвиняются в подготовке покушения на главу Чеченской республики Рамзана Кадырова.
Между тем, в начале 2000-х произошло еще несколько инцидентов, имевших непосредственное отношение к безопасности президента. Правда, однозначно покушениями их назвать трудно. Возможно, это и были попытки убить Путина, но ФСО на этот счет не давала никаких разъяснений.
Так, 12 сентября 2000 года автомобиль «Жигули» попытался преследовать президентский кортеж, который проезжал по Кутузовскому проспекту. Около Триумфальной арки автомобиль пошел на сближение с президентским лимузином, несмотря на требования ГИБДД остановиться. В итоге нарушитель был протаранен машиной сопровождения — джипом «Мерседес». При этом джип охраны перевернулся на бок, сотрудники ФСО получили ушибы. Кто был этот нарушитель на «Жигулях», что с ним стало — так и неизвестно.
3 июня 2002 года на Новый Арбат, в момент прохождения по нему президентского кортежа, на большой скорости из переулка выскочил «Фольксваген-Пассат». Он был тут же протаранен джипом сопровождения. Водитель-нарушитель погиб на месте.
А 9 октября 2002 года на том же Новом Арбате машина из кортежа Путина протаранила «Скорую помощь». В результате пострадали четыре человека — два сотрудника ФСО и водитель и фельдшер «скорой». Имели ли люди в «Скорой» умысел на убийство Путина — неизвестно.
Исполнение обязанностей президента (первого лица государства) без натяжек можно посчитать профессией. Король Иордании Хусейн (отец нынешнего иорданского монарха Абдаллы Второго) даже написал книгу, кстати, переведенную на русский язык, — «Моя профессия — король». Так вот, профессия президента, пожалуй, самая опасная профессия. Их больше всего убивают, на них более всего покушаются. Сезон охоты на президентов открыт постоянно. Бывают охотники серьезные, но встречаются и смешные, «легковесные». Но каждый раз реагировать надо максимально серьезно, иначе беды не миновать.
Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.