December 8, 2022

Вековечная трясина, или История без конца

День за днем. События и публикации 31 января 1993 года комментирует обозреватель Андрей Жданкин*

В начале декабря 2012 года, а точнее – в Международный день борьбы с коррупцией 9 декабря, Следственный комитет России устами своего официального представителя Владимира Маркина назвал цифру – 8 млрд. рублей. Это – сумма ущерба, нанесенного за неполный 2012-й год по расследуемым Следственным комитетом уголовным делам о коррупции. Сумма грандиозная, а ведь сюда не включены «оборонсервисовские» минимум 4 млрд., дело по которым пока еще не дошло до суда. Между тем, Маркин с гордостью сообщил, что число расследуемых Следственным комитетом уголовных дел о коррупции в минувшем году выросло в полтора раза.

Борьба с коррупцией, если верить властям, идет не на жизнь, а на смерть. Как результат – медленное, но неуклонное улучшение позиций России в ежегодном рейтинге коррумпированности, который составляет Transparency International. По итогам прошлого года, например, мы поднялись 133-е место из 176 и сравнялись с Ираном, Гондурасом и Коморскими островами. А ведь еще в 2009-м Россия занимала 146 место, в 2010-м – 154-е, в 2011-м – 143-е. Такими темпами, глядишь, к концу столетия Россия вполне может занять место в ТОП-10.

В 2011 году был составлен «Индекс взяткодателей», подготовленный Transparency International, согласно которому при зарубежных операциях российские компании являются самыми коррумпированными из 28 исследованных стран.

В августе 2012 года Всероссийская Антикоррупционная общественная приемная ЧИСТЫЕ РУКИ опубликовала очередной ежегодный доклад о состоянии коррупции в России. Как утверждается в докладе, средний размер взятки к середине 2012-го года составлял 300 000 рублей. При том, что в Московской области этот показатель был выше - 395 000 рублей. Замечу, что это средние данные. То есть, например, если есть одна тетка из ЖЭКа, которой за какую-нибудь справку мы «дарим» 1000 р., то обязательно есть один чиновник из управы, который берет «на лапу» уже 20 тысяч долларов. Если на нашем жизненном пути попадаются две «тетки», то обязательно есть чиновник, которому надо заплатить 30 000 «американских» денег. А если учесть, что «теток» значительно больше, чем чиновников более крупного ранга, то получается, что и размер конкретных взяток в стране сверху ничем не ограничен.

Не поленился, задал в сети поиск по слову «коррупция». Вылезло: «Экс-следователю УФСКН по Москве Наталье Беджанян предъявлено обвинение в вымогательстве 2 миллионов рублей взятки», «Забайкальский полицейский арестован за взятку в 1,4 миллиона рублей», «Появились подробности громкого коррупционного дела, по которому чиновников Росимущества обвиняют в покушении на мошенничество с объектами недвижимости стоимостью более 10 млрд. рублей»… И это – новости за последние два часа…

Вот выводы, которые делают эксперты «Чистых рук»: «В 2008 году средний размер взятки в России по данным Департамента экономической безопасности составлял порядка 9 000 рублей, в 2011-2012 году средний размер взятки составил, по данным МВД, 300 000 рублей. Согласно официальной статистике, за время правления бывшего Президента РФ Дмитрия Медведева размер взятки вырос в 33 раза. В 2008 году теневой ВВП составлял около 35%, прирост коррупционного ВВП за 4 года составил 17,6%».

Ну и под конец о последнем докладе Британского отделения Transparency International о состоянии коррупции в сфере обороны, оборонной промышленности и торговли оружием. Доклад готовился два года на основе опроса представителей оборонных ведомств и ОПК 82 стран, на долю которых в 2011 г. пришлось 94% общемирового рынка вооружения (около 1,6 трлн. долларов). Авторы пришли к выводу, что ежегодно общий объем коррупции в данном секторе составляет около 20 млрд. долларов.

Россию эксперты отнесли к числу стран с «высоким» коррупционным риском в оборонной сфере наряду с Белоруссией, Грузией, Израилем, Китаем, Казахстаном и Украиной. Причина – засекреченность почти половины оборонного бюджета, непрозрачность сделок с оружием, неэффективность закупочных механизмов Минобороны России, слабый контроль. К счастью, мы все же не докатились до уровня самых неблагополучных в этом смысле - Алжира, Анголы, Камеруна, Конго, Египта, Эритреи, Ливии, Сирии и Йемена.

А вообще создается впечатление, что историю постсоветской России можно изучать по коррупционным скандалам.

1993-1994 годы

В 2001 году бывший глава Роскомдрагмета Евгений Бычков и бывший работник аппарата правительства Игорь Московский были приговорены к трем годам тюрьмы по делу американской компании Golden ADA. По данным правоохранительных органов, в 1993-1994 годах Бычков и Московский перевели в эту компанию золота и драгоценных камней на общую сумму примерно на 200 млн. долларов. Предполагалось, что компания должна гарантирует кредит Bank of America для российского правительства на 500 млн. долларов и организует переработку камней. В итоге ни транша, ни алмазов Россия не получила. В результате долгих судебных разбирательств удалось вернуть лишь 30 млн. долларов. А Бычков и Московский были освобождены в зале суда по амнистии.

1997 год

В 2008 году было прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям, а точнее – за истечением срока давности дело о хищении в 1997 году около 231 млн. долларов, выделенных из госбюджета на производство самолетов МиГ-29. Фигурантом дела стал Андрей Вавилов, занимавший тогда пост заместителя министра финансов страны. Генпрокуратура начала расследование еще в 1997 году, но к 2000 году дело развалилось, не дойдя до суда, в 2006 году оно было возобновлено, а в 2008-м, как я уже написал, было закрыто по истечении срока давности. В постановлении о прекращении уголовного преследования Андрея Вавилова следователи изложили не известные ранее подробности этого дела. В 1992 году правительства России и Индии подписали соглашение, в рамках которого Индии должны были предоставляться кредиты для покупки самолетов МиГ-29 и комплектующих к ним в РФ. Программа действовала до 1996 года, когда индийская сторона отказалась от дальнейшего использования российских кредитов на закупки авиатехники. Тем не менее, по версии следствия, тогдашний первый замминистра финансов Андрей Вавилов организовал выделение из бюджета 231 млн. долларов якобы для производства самолетов в структурах ГУП ВПК МАПО. Эта сумма, полученная ВПК МАПО из Внешэкономбанка, в итоге оказалась в офшорах Антигуа и на счетах подставных фирм в латвийском банке.

1998 год

В декабре 2001 года был восстановлен в должности первый замминистра финансов Владимир Петров, который три года провел под следствием по подозрению в получении крупной взятки 610 000 долларов. В итоге экспертиза показала, что подпись Петрова на заявлении об открытии счета в андоррском банке, куда якобы перечислили взятку, была поддельной.

Накануне заключения под стражу в 1998 году Петров был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост министра финансов страны.

2000 год

В 2000 году таможенники обнаружили, что в магазинах «Три кита» и «Гранд» продается контрабандная мебель. Было возбуждено уголовное дело, которое поручили вести следователю МВД Павлу Зайцеву. В конце 2000 года по инициативе замгенпрокурора Юрия Бирюкова дело было закрыто. Расследование было возобновлено после запроса депутата Юрия Щекочихина в 2003 году, который вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. В том же году в госпитале Бурденко был убит свидетель Сергей Переверзев. Президент Владимир Путин поручил расследование независимому от Генпрокуратуры следователю из Ленинградской области Андрею Лоскутову, а оперативное сопровождение — генералу Александру Бульбову из ФСКН. Буквально сразу же был выведен в резерв и перешел на работу во Внешэкономбанк генерал ФСБ Юрий Заостровцев, по мнению следователей – главная «крыша» владельца мебельных магазинов Сергея Зуева. В мае 2006 года были уволены три генерала ФСБ, несколько высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры, прокуратуры Москвы, МВД. Тогда же лишился должности начальник Федеральной таможенной службы Александр Жерихов и два его заместителя, а ведомство переподчинили — вместо Минэкономразвития курировать его стало непосредственно правительство. В июне ушел в отставку генпрокурор Владимир Устинов, в июле — его заместитель Бирюков.

2003 год

Накануне предстоящих выборов тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов инициировал известную кампанию, благодаря которой появилось устоявшееся выражение «оборотни в погонах». С его подачи было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу — генерал-лейтенанта Владимира Ганеева и шести сотрудников МУРа, которые получили от 15 до 18 лет за «крышевание» бизнеса.

2005 год

В Швейцарии по запросу США был арестован экс-глава Минатома России Евгений Адамов. Ему инкриминировали хищение и отмывание 9 млн. долларов из американского бюджета, которые были выделены на исследования в области ядерной безопасности. Сразу же в России было возбуждено дело в отношении бывшего чиновника и направлено в Швейцарию требование о его экстрадиции на родину, которое согласно международному праву имеет приоритет над иностранным запросом. Адамова выдали России. 20 февраля 2008 года он был приговорен к пяти с половиной годам заключения по обвинению в мошенничестве и превышении полномочий, затем срок был заменен на условный.

2007 год

6 сентября 2007 года за вымогательство 1 млн. евро у руководства ОАО «Энергомаш» был задержан подчиненный аудитора Счетной палаты Сергея Абрамова инспектор Юрий Гайдуков, который был немедленно уволен. Через три недели были арестованы еще двое подчиненных Абрамову инспекторов за вымогательство 120 000 долларов у московской фирмы. Тогда же по обвинению в избиении и изнасиловании был объявлен в федеральный розыск бывший подчиненный Абрамова Илья Вахонин.

В том же году 13 экс-депутатов городской думы Твери были приговорены к срокам от 2,5 до 7,5 года колонии за получение взяток на 4,3 млн. рублей за разрешение повысить тарифы ЖКХ и уменьшить размера вмененного налога на доходы коммерческой организации. Вслед за депутатами был осужден мэр города Олег Лебедев, фактически контролировавший гордуму и конфликтовавший с губернатором региона Дмитрием Зелениным.

2008 год

12 февраля 2008 года Самарский областной суд признал бывшего заместителя главы администрации Тольятти Николая Уткина и руководителя управления по земельным ресурсам Тольятти Наталью Немых виновными в вымогательстве взятки в размере 150 миллионов рублей и злоупотреблении должностными полномочиями. Уткин был приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу. Немых была осуждена на восемь с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и на два года лишена права занимать управленческие должности.

2009 год

30 июня на основе обвинительного вердикта присяжных Мосгорсуд признал бывшего главу Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия виновным в получении взятки в 750 тысяч евро и превышении должностных полномочий и приговорил его к девяти годам колонии строгого режима. Довгий, по сообщениям СМИ, занимался расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова и петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина).

В августе Мосгорсуд приговорил бывшего главу ФОМС Андрея Таранова к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима и к штрафу в размере 1 миллиона рублей. Остальных фигурантов громкого дела о коррупции в ФОМС, на основе ранее вынесенного обвинительного вердикта присяжных, суд приговорил на сроки от 1,5 до девяти лет лишения свободы. В общей сложности, считают следователи, подсудимые получили с августа 2005 года по сентябрь 2006 года незаконный доход в размере почти 27,7 миллиона рублей.

В декабре к четырем годам колонии строгого режима был приговорен бывший мэр Саратова Юрий Аксененко. Суд признал Аксененко виновным в получении взятки в виде двух трехкомнатных квартир в центре Саратова, рыночная стоимость которых превышает 3 миллиона рублей, превышении власти и злоупотреблении полномочиями.

2010 год

Верховный суд Башкирии приговорил бывшего заместителя мэра города Салават Роберта Гильфанова к восьми годам лишения свободы за получение взятки в особо крупном размере и вымогательство. В мае 2009 года он был задержан сотрудниками ФСБ России по республике Башкортостан при получении части взятки в размере 1 миллиона рублей. Следствие установило, что чиновник вымогал у предпринимателя взятку в размере 10 миллионов рублей, а в случае отказа угрожал задержать перечисление свыше 15 миллионов рублей, а также провести проверки и установить необоснованные нарушения в деятельности организации и ее партнеров.

26 ноября 2010 года Мосгорсуд приговорил к трем годам колонии строгого режима бывшего замначальника отдела по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКП РФ Григория Домовца, признавшего вину в вымогательстве взятки в размере 1,5 миллиона долларов.

Спустя полтора года Верховный суд РФ заменил наказание Григорию Домовцу на условное. По мнению адвоката Домовца, суд учел аргументы защиты, в числе которых важнейшими были те, что Домовец полностью признал вину и раскаялся, содействовал изобличению других участников преступной схемы, а сам занимал в ней второстепенное место.

2011 год

Помощник президента и руководитель контрольного управления Константин Чуйченко перед телекамерами доложил о многочисленных фактах закупок томографов по троекратно завышенным по отношению к рынку ценам. Медведев назвал это «циничным, хамским воровством государственных денег» и дал указание генеральному прокурору провести расследование и привлечь виновных к ответственности. Ситуацией воспользовался сотрудник контрольного управления президента Андрей Воронин, который заявил руководству Toshiba, что в связи со скандалом о поставках томографов якобы создан черный список, в который попала и японская компания. По словам чиновника, это означало, что поставщики продукции Toshiba не смогут участвовать в государственных тендерах. За 1 млн. долларов Воронин обещал исключить фирму из этого мнимого списка. Глава московского представительства Toshiba не поверил Воронину и обратился в МВД и дальнейшие переговоры о взятке уже шли под контролем оперативников. Вскоре его задержали в кабинете начальника Чуйченко. В апреле 2011 года Воронин был приговорен к трем годам заключения.

В начале 2011 года был задержан владелец нелегальных казино Иван Назаров и два его помощника, причем прокуратура пыталась помешать этому аресту, а также последующим арестам сотрудников правоохранительных органов и подмосковных прокуроров, обвиненных в пособничестве бизнесмену. В ходе расследования был снят с должности прокурор Московской области Александр Мохов и уволен его первый заместитель Александр Игнатенко, который по версии следствия, являлся организатором нелегального игорного бизнеса. По делу о взятках были арестованы несколько подмосковных прокуроров и высокопоставленные сотрудники управления «К» МВД. В конце марта 2011 года СК вызывал на допрос старшего сына генпрокурора Артема Чайку, который, как подозревало следствие, координировал всю коррупционную схему.

27 декабря 2011 года Свердловский областной суд приговорил управляющего свердловским отделением Пенсионного фонда России Сергея Дубинкина к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинению в получении взяток на сумму 36,5 миллиона рублей.

Я уверен, что любой желающий сможет продолжить этот список – как делами, доведенными до суда, так и теми, которые развалились в руках следователей.

Но, увы, еще больше случаев, о которых не писали и не напишут СМИ, которые не прокомментируют ни Владимир Маркин, ни Ирина Волк, ни даже Аврора Римская и прочие уполномоченные товарищи c горячим сердцем и бескомпромиссным взглядом.

Андрей Жданкин. Профессиональный журналист. Окончил Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1991 году – обозреватель «Российской газеты». После августовских событий (ГКЧП) – официальный пресс-секретарь Государственной комиссии по расследованию деятельности органов КГБ в путче, образованной указом Президента СССР М.Горбачева (комиссия С.Степашина). После «Российской газеты» (пунктирно) – еженедельник «Россия», «Совершенно секретно», несколько журналов «с нуля», участие в избирательных кампаниях федерального уровня.

Источник