Бесы против святых. Бесы опять оказались сильнее
События и публикации 29 сентября 1992 года комментирует обозреватель Олег Мороз*
«Мы изнемогаем в погоне за властью и благами…»
Осенью 1992 года, а именно 8 октября, Русская православная церковь отмечала знаменательную дату – 600-летие со дня преставления самого почитаемого в русском народе православного святого Сергия Радонежского. В честь этого события ЮНЕСКО объявило 1992 год Годом Сергия Радонежского.
29 сентября 1992 года «Российская газета» публикует обширное интервью с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II под выразительным заголовком «Мы изнемогаем в погоне за властью и благами…»
Не думаю, что нынешние поколения, особенно молодежь, достаточно знают, кто такой Сергий Радонежский, что он значил для земли русской. В начале интервью патриарх напоминает об этом:
– Русская земля славна многими святыми. Но лишь один – преподобный Сергий Радонежский – назван ее игуменом. Память о нем в русском народе – это не просто историческая память. Приезжайте в лавру (Троице-Сергиеву лавру – О.М.) на Сергиев день, и вы поймете, что преподобный, без преувеличения, лично близок огромному количеству людей. Они обращаются к нему в молитве, и он реально входит в их жизнь… Псалмопевец Давид взывал к Богу: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе». Именно таким человеком, всецело устремленным к Богу, был преподобный Сергий. В сердце своем он стяжал плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. И это позволило ему вдохнуть в Русь духовную силу для борьбы с внешней опасностью и людскими пороками в сложный для народа XIV век. Святой Сергий стал не просто символом духовного единства, духовного обновления Руси – он был этим единством и обновлением. «В лице его, – писал отец Павел Флоренский, – русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».
Осень 1992 года. В России происходит Великая антикоммунистическая революция, но вместе с тем – драматический распад вроде бы сложившейся страны, устоявшегося уклада жизни. Можно по-разному оценивать происходящее и на разное возлагать надежды касательно дальнейших судеб России. Предстоятель РПЦ опять-таки связывает их с образом святого Сергия:
– Мистическая связь преподобного Сергия с нашим народом, с нашей Русской Православной Церковью была видна в самые разные периоды истории. Видна она и сегодня, когда мы вновь переживаем время разделений, время нравственного неустройства. Как не раз уже бывало, люди нередко поддаются безысходности, теряют надежду. Но я верю, что мы будем достойны памяти святого подвижника. Верю, что сможем очиститься от греховных наслоений, стать трудолюбивыми, честными, свободными и через это преобразить нашу землю. И верю, что преподобный не оставит нас в своих молитвах.
К сожалению, мистическая связь преподобного Сергия с нашим народом, с нашей страной, если она и есть, – не безгранична. России так и не удалось вырулить на правильный путь, хотя порыв к этому в девяностые годы был великий, мощный порыв. Что-то не задалось, не получилось. Страна опять куда-то съехала на обочину, пошла трястись по кочкам, бултыхаться по болотам. Не всё во власти святых – и самому народу надо приложить разум, силу, волю. Ни сил, ни разума, ни воли не хватило… В общем, злокозненные бесовские помыслы и деяния опять оказались сильнее, чем заветы и наставления святых.
У читателя все же возникает вопрос: к кому именно относится содержащееся в заголовке интервью обличение предстоятеля РПЦ: «Мы изнемогаем в погоне за властью и благами…»? Какой пример являет тут собой Сергий Радонежский? Патриарх ссылается на ученика Сергия Епифания Премудрого, который так говорит о своем Учителе:
«…никакого не собрал себе стяжания на земле: ни имения из тленного богатства, ни злата или серебра, ни сокровищ, ни храмов светлых и превысоких, ни домов, ни сел красных, ни риз многоценных. Но собрал себе паче всего истинное нестяжание и безъименье и богатство – нищету духовную, смирение безмерное и любовь нелицемерную, равную ко всем человекам. И всех вместе равно любил и равно чтил, не избирая, не судя, не зря на лица человекам…»
Здесь-то и вставляет патриарх свой упрек «нам»:
– Мы же изнемогаем в погоне за властью, влиянием, славой, материальным благами… Чернота наших душ застилает нам глаза, и мы готовы «самоутверждаться» даже путем насилия. Но счастливы ли мы? Посмотрите – сколько было на Руси узурпаторов, неправедных богачей. Разве мы помним их? Преподобный же Сергий доныне сияет нам немеркнущим светом.
Суровое, но справедливое обличение, адресованное изнемогавшим в погоне за властью, за деньгами. Сегодня таких изнемогающих не меньше, чем тогда, двадцать лет назад. Пожалуй, еще и больше. Тотальное воровство, тотальная коррупция, как чума, расползлись по России, захватив едва ли не все российское чиновничество, от самого низа до самого верха, делая все более черными чиновничьи души.
Не показывают здесь благого примера и сами служители православной церкви, которым в первую очередь надлежало бы следовать по стопам Сергия Радонежского. Не показывают ни примера нестяжания, ни смиренного поведения. Чуть ли не каждый день читаем сообщения о разнообразных похождениях этих служителей.
31 июля в Москве на Зацепском валу произошло ДТП по вине игумена Тимофея (Подобедова), который на своем шикарном спорткаре БМВ врезался во впереди идущую машину, вылетел на встречную полосу и столкнулся с еще одной машиной. По свидетельствам очевидцев, священник был нетрезв, но пройти медицинское освидетельствование отказался.
Еще более драматический инцидент. В ночь на 16 августа иеромонах Илия (Семин) опять-таки в столице на Кутузовском проспекте, как принято говорить, «не справившись с управлением», насмерть сбил двух человек, после чего попытался скрыться, но был задержан полицией.
Самое возмутительное происшествие из числа последних произошло 2 сентября в городе Всеволожске Ленинградской области. Здесь священнослужитель Санкт-Петербургской епархии протодиакон Сергий Фрунза, спровоцировав аварийную ситуацию на дороге, решил «разобраться» с двумя пенсионерками, находившимися в автомобиле, который ехал позади него. «Разбирался» он при помощи кулаков, так что обе пожилые женщины получили травмы и сотрясение мозга. По мнению очевидцев, церковнослужитель опять-таки был нетрезв.
Дело здесь не только в том, что церковнослужители, садясь за руль в «неадекватном» состоянии, нередко становятся виновниками аварий. Дело еще в том, что ведут они себя точно так же, как блудливые мирские чиновники высокого ранга: ездят в роскошных авто (откуда они у них?) с «блатными» номерами (откуда они у них?), держатся вызывающе, совершенно не опасаясь, что будут сколько-нибудь серьезно наказаны («Да вызывайте хоть полицию, хоть ФСБ! Мне ничего не будет!» – орал всеволожский протодиакон-дебошир)… На помощь им, как, например, в случае Тимофея, сразу же является свора «влиятельных» друзей, которые при помощи пачек купюр пытаются «уладить дело миром» с пострадавшими.
Говорят, сообщая о возмутительных случаях со «слугами Божьими», пресса, мол, сознательно настраивает общественное мнение против РПЦ. Как тут не вспомнить Гоголя, который сетовал, что если в каком-то сочинении несколько раз упомянуть капитан-исправника, «местами совершенно даже в пьяном виде» (это как раз о наших сегодняшних игуменах-протодиаконах – О.М.), то все капитан-исправники, какие только есть на белом свете, начинают «считать в лице своем оскорбленным все общество» и даже подкоп под «государственные постановления». Ведите себя по-человечески, следуйте заветам святых, на которых вы постоянно ссылаетесь, и никаких «антицерковных кампаний» не будет!
Вообще-то непотребное поведение немалого числа «священнослужителей» – явление на Руси не новое. Так что и насмешливо-презрительное отношение к иным «попам» тоже родилось не сегодня. «Жил-был поп, толоконный лоб…» В общем, чего уж тут…
Да и сам нынешний патриарх хорош. Чего стоит один только скандал с квартирой в «Доме на набережной», с дорогими часами на руке, заретушированными услужливым ретуршером (вот только отражение на полированной поверхности стола забыл заретушировать), с роскошной резиденцией на берегу Черного моря, с превращением Храма Христа Спасителя в торговый центр… Какое все, извините, это имеет отношение к памяти Сергия Радонежского, к следованию его великому жизненному примеру?
А история с Pussy Riot? Где здесь у сегодняшних прелатов РПЦ хоть намеком просматриваются духовные самоустановления «игумена земли русской», которые упоминает в своем интервью Алексий II: «смирение безмерное и любовь нелицемерная, равная ко всем человекам»? Где здесь хоть малейшее сходство с преподобным Сергием, который «всех вместе равно любил и равно чтил, не избирая, не судя (выделено мной – О.М.), не зря на лица человекам…»
Годовщины, относящиеся к разным православным святым, у нас по-прежнему регулярно отмечаются и, не сомневаюсь, будут отмечаться впредь, в том числе относящиеся к Сергию Радонежскому. Вот только все это напоминает поверхностное скольжение по кафельным и паркетным полам новодельных «храмов, светлых и высоких» (которых, как уже сказано, не было у святого Сергия и к которым он не стремился), без малейшей попытки проникнуть куда-то в глубину, действительно ощутить «мистическую связь» с великим русским православным святым, пойти вслед за ним по его духовному пути.
Олег Мороз. Писатель, журналист. Член Союза писателей Москвы. Занимается политической публицистикой и документалистикой. С 1966-го по 2002 год работал в «Литературной газете». С 2002 года на творческой работе. Автор нескольких сотен газетных и журнальных публикаций, более полутора десятков книг. Среди последних – «Так кто же развалил Союз?», «Так кто же расстрелял парламент?», «1996: как Зюганов не стал президентом», «Почему он выбрал Путина?», «Ельцин. Лебедь. Хасавюрт», «Ельцин против Горбачева, Горбачев против Ельцина», «Неудавшийся «нацлидер».