September 23, 2022

Патриарх всея Руси АЛЕКСИЙ II: «Мы изнемогаем в погоне за властью и благами...»

8 октября у православных верующих большой праздник — успение великого русского святого Сергия Радонежского. Памятная дата — 600-летие со дня преставления святого старца — придает этому дню особый смысл. В честь юбилея ЮНЕСКО объявило. 1992 год Годом Сергия Радонежского. Отрадно сознавать, что ныне его имя возвращено городу, возникшему вокруг основанного им монастыря. Центром праздничных торжеств станет Троице-Сергмева лавра. Само название ее для русского сердца — родное, и предания ее священны для тех, кому не чужды «земли родной минувшие судьбы». Мощи преподобного Сергия покоятся в Соборной церкви Троимце-Сергиевой лавры. Десятки тысяч паломников нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья прибудут сюда, чтобы принять участие в торжествах. Накануне юбилея наш корреспондент встретился с Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II.

— Ваше Святейшество, мы беседуем с Вами в преддверии Сергиева дня. Сергия Радонежского называют Основоположником, Строителем и Ангелом России. 1992 год объявлен ЮНЕСКО Годом Сергия Радонежского. Почему во всем мире так почитают великого русского святого?

— Русская земля славна многими святыми. Но лишь один — преподобный Сергий Радонежский — назван ее Игуменом. Память о нем в русском народе — это не просто историческая память. Приезжайте в лавру на Сергиев день, и вы поймете, что преподобный без преувеличения лично близок огромному количеству людей. Они обращаются к нему в молитве, и он реально входит в их жизнь.

Святые принадлежат не только своему земному народу. Они — обитатели Церкви Небесной, где нет национальных различий. Память их, духовная сила их — достояние Вселенской Церкви, и православные люди во всем мире приобщаются к их молитвенному предстательству. Я также знаю, что деяния преподобного Сергия почитаются и инославными христианами. А то, что праздник отмечается ЮНЕСКО, говорит об уважении к преподобному со стороны не только христиан, но и людей иных мировоззрений.

Псалмопевец Давид взывал к Богу: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе». Именно таким человеком, всецело устремленным к Богу, был преподобный Сергий. В сердце своем он стяжал плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. И это позволило ему вдохнуть в Русь духовную силу ДЛЯ борьбы с внешней опасностью и людскими порока ми в сложный для народа XIV век.

Святой Сергий стал не просто символом духовного единства, духовного обновления Руси — он был этим единством, этим обновлением.

«В лице его, — писал отец Павел Флоренский, — русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».

Мистическая связь преподобного Сергия с нашим народом, с нашей Русской Православной Церковью была видна в самые разные периоды истории. Видна она и сегодня, когда мы вновь переживаем время разделений, время нравственного неустройства.

Как не раз уже бывало, люди нередко поддаются чувству безысходности, теряют надежду. Но я верю, что мы будем достойны памяти святого подвижника. Верю, что сможем очиститься от греховных наслоений, стать трудолюбивыми, честными, свободными и через это преобразить нашу землю.

И верю, что преподобный не оставит нас в своих молитвах.

— Преподобный Сергий считал, что «рознь, раздоры и смятения мирской жизни можно преодолеть». Какие из заветов Сергия могли бы в настоящее время помочь нам преодолеть национальные конфликты?

— Подлинных слов преподобного до нас дошло немного. Но сама его жизнь, сам его подвиг очень поучительны для нас. Взирая на его лик, полный любви, смирения, кротости, скорби о всяком разделении, люди словно забывали о своих распрях. Его труд, его терпение превозмогали любую вражду.

Вот как пишет о нем ученик его Епифаний Премудрый; «Было тщание его, да не прилепится ум его ни к каким вещам земным и житейским печалям; никакого не собрал себе стяжания на земле: ни имения из тленного богатства, ни злата или серебра, ни сокровищ, ни храмов светлых и превысоких, ни домов, ни сел красных, ни риз многоценных. Ио собрал себе паче всего истинное нестяжание и безъименье, и богатство — нищету духовную, смирение безмерное и любовь нелицемерную, равную ко всем человекам. И всех вместе равно любил и равно чтил, не избирая, не судя, не зря на лица человекам…»

Мы же изнемогаем в погоне за властью, влиянием, славой, материальными благами… Чернота наших душ застилает нам глаза, и мы становимся готовы «самоутверждаться» даже путем насилия. Но счастливы ли мы? Посмотрите — сколько было на Руси узурпаторов, неправедных богачей. Разве мы помним их? Преподобный же Сергий доныне сияет нам немеркнущим светом.

Смысл подвижнической аскезы не в том, чтобы отгородиться от ближних и чувствовать себя лучше других. Только в самоотдаче Богу и людям — подлинное назначение и подлинное счастье наше.

Эгоизм, стремление сделать свою жизнь лучше за счет другого — пагубный путь. Это доказывают и история, и современная жизнь. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — сказал Господь Иисус Христос.

В том, что каждый из нас любит свой народ, желает ему блага, нет ничего дурного. Но если патриотизм превращается в ненависть к другим народам, в стремление «пожертвовать» их правами ради собственной выгоды, страдают не только «недруги», но прежде всего мы сами.

Когда же народы отказываются от какой-то части своих притязаний ради мира, ради уважения друг к Другу, ради общего блага — жить становится легче. Вот почему разумное самоограничение, любовь к ближнему как к самому себе и возможны, и необходимы в области национальных отношений.

— Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, как в нашей стране будет отмечаться предстоящий праздник?

— Это не будут пышные торжества, к которым мы, может быть, привыкли за последние годы. Я бы хотел, чтобы это было вдумчивое, молитвенное, в духе самого преподобного осмысление пройденного нашей Церковью и нашим народом пути, общая дума о покаянии, об очищении. Еще бы мне хотелось, чтобы эта дата послужила общественному примирению, созиданию согласия и единства в народе.

Подготовка к празднику объединила силы как Церковные, так и светские. Большую помощь оказало российское правительство. Впервые, пожалуй, в праздновании церковного юбилея принимают широчайшее участие Российская академия наук и Министерство культуры и туризма России. Сотрудничество у нас сложилось очень доброе — дай Бог, чтобы и дальше так было.

Центральные события празднования состоятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре.

Мы молимся, чтобы это был вдохновляющий, духовно преображающий сердца людей праздник для всей нашей Святой Руси.

Беседу вела Татьяна БУЛКИНА.

«Российская газета» 29 сентября 1992 года