June 10

Победит ли Америка пиратский видеобизнес в СНГ

Заметка «Пиратское видео — не только коллективный пропагандист, но также и организатор», напечатанная в «Известиях» в № 38 за 1992 год, судя по всему, задела американское самолюбие. Во всяком случае, в вашингтонский корпункт редакции пришел отклик в виде статьи адвоката Ларри Фридмана. Соображения адвоката нам показались весьма любопытными, и мы публикуем его статью с незначительными сокращениями, предполагая продолжать обсуждение проблемы интеллектуальной собственности и в последующем.

Деловые круги Соединенных Штатов, занимающиеся кино, промышленностью, обеспокоены в последнее время массовым копированием западной продукции на территории бывшего Советского Союза. В связи с этим американского читателя заинтересовала содержательная статья Сергея Мостовщикова «Пиратское видео…», которая раскрывает технологию такого рода операций. Однако некоторые мысли, высказанные автором, представляются спорными.

Например, в статье говорится, что «американцы уже перестали, ввиду бесполезности, возражать против нелегального тиражирования их картин в коммерческих целях». Это не совсем так. Как уже известно, в ответ на эти пиратские действия практически все ведущие кинокомпании США бойкотировали VII Московский международный кинофестиваль: «Парамаунт», «Уолт Дисней», «Юниверсал» и другие заявили о прекращении продажи своих кинокартин бывшим союзным республикам. Джек Валенти, многие годы занимающий пост президента американской киноассоциации, в письме московскому руководству назвал пиратскую практику, осуществляемую при попустительстве государства беспрецедентной.

После решительного протеста американской стороны популярный фильм «Призрак», выпущенный киностудией «Парамаунт», был снят с незаконного показа в Москве. К сожалению, остается открытым вопрос о судьбе таких картин, как «Терминатор» I и II, «Коктейль», и многих других. Нам, однако, представляется, что решение проблемы лежит не только и не столько в отдельных протестах, а в скорейшем принятии закона об авторском праве, эффективно защищающем интересы местных и иностранных кинематографистов.

Автор статьи в «Известиях» отмечает, что «претензии американцев не имеют и вряд ли возымеют какое-либо действие на наш весьма укрепившийся в последние годы видеорынок». Подобные рассуждения могут быть названы наивными. СНГ — далеко не единственное место, где происходит пиратское копирование фильмов и видеокассет. В связи с этим в свободном мире накопился достаточный опыт борьбы как с компаниями, принимающими участие в незаконном использовании чужих авторских прав, так и с властями, им покровительствующими.

Творческая индустрия играет громадную роль в экономике свободного рынка. Речь идет не только о кинобизнесе, но и об издательском деле, звукозаписывающих и музыкальных компаниях и даже о программировании. Словом, в той сфере бизнеса, продукт которой защищается американскими законами об авторских правах.

Интересы творческой индустрии Соединенных Штатов представляет организация Международный альянс интеллектуальной собственности. По ее данным, в 1989 году доходы творческих компаний составили 173 миллиарда долларов, или 3,3 процента валового национального продукта США. С 1977 по 1989 годы темпы развития этого сектора в два раза превысили темпы развития экономики страны в целом. Только в 1989 году доходы от экспорта творческой продукции принесли стране 22 миллиарда долларов, а годовые доходы от вывоза американских фильмов на международный рынок составили 3,5 миллиарда долларов.

Для поддержки своей экономики в 1988 году в США был принят Комплексный торговый закон. Согласно специальному разделу этого закона, нечестные действия зарубежных партнеров в отношении американской продукции, защищенной патентами, авторскими правами и товарными знаками, являются противозаконными. Торговому представителю США, лицу, подчиненному президенту, вменяется в обязанность выявлять и составлять список государств, на территории которых происходит пиратское копирование американской продукции.

Торговый представитель США имеет право рекомендовать правительству санкции против стран-нарушителей. Такие санкции включают повышение таможенных тарифов до такого уровня, при котором товары, экспортируемые из стран-нарушителей, теряют всякую конкурентоспособность на американском рынке. Как известно, многие государства мира стремятся получить от Соединенных Штатов так называемый статус наибольшего благоприятствования, что снижает таможенные обложения до самого низкого уровня. По подсчетам экономистов, лишение такого статуса может повысить для этих стран таможенные тарифы с 8 до 40 процентов. Если же Америка применит упомянутые выше санкции, то таможенные тарифы для государства-нарушителя могут подскочить и до 100 процентов.

Один из характерных примеров — экономический конфликт Америки и Китая, который из-за вопиющего пиратства в сфере интеллектуальной собственности в КНР, чуть было не перерос в настоящую торговую войну. В принципе КНР, за последние годы, превратилась в одного из ведущих деловых партнеров США. Положительный торговый баланс Китая достиг в 1991 году 13 миллиардов долларов. Лучшего результата добилась только Япония. Однако из-за отсутствия в Китае действенного законодательства, карающего за незаконное копирование, и других факторов страна эта стала одним из крупнейших нарушителей американских авторских прав.

В результате годовые убытки США составили 418 миллионов долларов. После многих безрезультатных попыток урегулировать проблему администрация Буша в мае прошлого года объявила о начале расследования. Торговый представитель США начал определять, какие товары, экспортируемые из КНР на американский рынок, следует подвергнуть повышенному таможенному обложению. Дамоклов меч повис над потенциальным экспортом стоимостью в 1,5 миллиарда долларов. Чтобы избежать этого, от КНР требовалось в течение нескольких месяцев изменить свои законы, регулирующие права в области интеллектуальной собственности, привести их в соответствие с международными стандартами.

В январе этого года, буквально за несколько часов до вступления в силу карательных тарифов, китайская сторона согласилась изменить свое законодательство. По некоторым сведениям, существовала опасность ответной угрозы со стороны КНР. Эта страна вполне могла принять меры против американского экспорта на сумму 1,2 миллиарда долларов. Все это грозило вылиться в торговую войну, весьма нежелательную для республиканской администрации на пороге президентских выборов.

Трудно предсказать, как бы развивались события, если бы конфликт не совпал с подготовкой к выборам и не касался бы страны, промышленность которой столь тесно связана с экономикой США.

В Америке хорошо известно, что беззаконные действия в отношении интеллектуальной собственности имеют место и на территории бывшего Советского Союза. Здесь незаконный показ и копирование западных фильмов даже в либеральных ценах 1990 года принес пиратской индустрии 16—20 миллиардов рублей. В такой ситуации вполне понятна позиция нового министра торговли США Барбары Франклин, допускающей возможность использовать все имеющиеся средства, включая вышеупомянутый специальный раздел Комплексного торгового закона, против любой страны, игнорирующей общепринятые международные нормы. Соединенные Штаты явно не собираются уступать нарушителям законов, кем бы они ни были и где бы ни находились.

Президент Буш недавно подписал указ о приостановлении действия поправки Джексона-Венника в отношении России. Беларуси и Кыргызстана. Это решение предоставляет перечисленным государствам реальную возможность получить статус наибольшего благоприятствования в торговле с США. Надо ли говорить, что такой шаг американского правительства будет с подъемом принят в Москве, Минске и Фрунзе. Однако радостная новость из Вашингтона может быть омрачена для СНГ, если США начнут расследование, подобное тому, которое было проведено в отношении Китая. При всем своем доброжелательном отношении к переменам, которые сегодня происходят на территории бывшего Советского Союза, Соединенные Штаты не намерены позволять кому бы то ни было нарушать авторские права, принадлежащие американским компаниям.

Ларри ФРИДМАН,
адвокат юридической Фирмы «Лакенбах, Сигел Марсулло и Ароксон»

«Известия» 11 июня 1992 года