May 14

Поправки справа

вносят в реформы волгоградские облсовет и администрация. Консервативным силам, выступившим на VI съезде народных депутатов против правительства, они обеспечивали поддержку «снизу»

Волгоградцам съезд народных депутатов России принес особую, имеющую к ним непосредственное отношение новость. Оказывается, добейся консервативные силы успеха, главу администрации Волгоградской области Ивана Шабунина ждали заманчивые предложения. В интервью корреспонденту местной «Новой газеты», который в эти дни был в Москве, один из лидеров фракции «Коммунисты России» и блока «Российское единство» Иван Рыбкин сказал: «Мы бы видели Шабунина в правительстве». А Сергей Бабурин в интервью, опубликованном газетой «Куранты», взял выше: назвал главу Волгоградской областной администрации в числе кандидатов на пост премьер-министра.

Скорее всего, теперь Шабунин открестится: мол, знать он не знает и ведать не ведает, с какой стати его выдвигали на ведущую роль активные сторонники отставки правительства и блокирования реформ. Но вот факты, которые говорят сами за себя. «Новая газета» опубликовала полученные в пресс-центре съезда данные о голосовании депутатов, представляющих Волгоградскую область. За внесение в повестку вопроса о нецелесообразности принятия новой Конституции проголосовали Александр Анипкин, Иван Рыбкин, Михаил Харитонов, Иван Шабунин. Первые трое — бывшие секретари обкома компартии, а Рыбкин к тому же входил в руководство Российской компартии. Шабунин оставался членом бюро обкома до тех пор, пока существовала РКП.

Все четверо, включая главу администрации области, также дружно поддержали предложение Исакова, проголосовав за внесение в повестку дня вопроса о доверии правительству. Ради чего это затевалось и что подразумевалось в данном случае под «доверием», думаю, объяснять не нужно.

Затевалось же заранее, с расчетом. Сергей Бабурин, предположивший Ивана Шабунина на одном из главных постов в государстве, побывал в Волгограде вместе с Виктором Алкснисом. Они участвовали в торжествах по случаю 49-й годовщины Сталинградской битвы. Так как взгляды обоих известны, я процитирую лишь одно из их высказываний перед волгоградской аудиторией: «Если правительство не сменит курс, нужно сменить правительство. Враги потерпят поражение. Победа будет на нашей улице».

Призывы к изменению курса правительства эхом отозвались на состоявшейся в канун съезда 10-й сессии Волгоградского областного Совета, Михаил Харитонов (он, как и Шабунин, и Анипкин, еще и депутат облсовета) предложил принять от имени органа власти документ, в котором решительно высказаться против отпуска цен на энергоносители. Глава областной администрации тут же напористо поддержал его предложение, в результате от имени сессии было направлено «Обращение к народным депутатам Российской Федерации —участникам VI съезда», чтобы они обсудили «целесообразность решения российского правительства».

Выступая по местному телевидению, Иван Шабунин и председатель облсовета Александр Морозов убеждали волгоградцев, что обращение к съезду принято в их интересах, в интересах предприятий, которые затоварены продукцией, так как из-за высоких цен не могут ее сбывать и остались без средств. Под видом защиты интересов населения оба руководителя органов власти по существу предложили вернуться к искусственной поддержке на плаву предприятий-монополистов, старых хозяйственных структур.

Фактов, подтверждающих этот курс местной власти против реформ, предостаточно.

Почему область, лидировавшая по числу фермеров, стала откатываться назад

В адрес съезда народных депутатов России был направлен еще один документ, подписанный председателем облсовета Александром Морозовым. Малый совет обратился к съезду с просьбой приостановить на территории проживания казачества действие законов «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». То есть прекратить выделение крестьянам земли в собственность.

Здесь следует учесть, что в области свыше половины районов — «казачьи». В них уже немало фермеров, еще больше желающих взять землю в собственность. С ними как быть?

Лидировавшая раньше по числу фермеров Волгоградская область сейчас откатывается назад. Когда председателем областного Совета был Валерий Махарадзе, количество крестьянских хозяйств здесь выросло до тысячи. В соседних областях тогда счет шел на десятки. А вот последние данные. Теперь у северных соседей в Саратовской области 3.100 фермеров, у южных в Ростовской — 4.300. В Волгоградской — только 2.500.

«Не очень-то спешите с реорганизацией, — посоветовал колхозникам на общем собрании один из руководителей местной власти в Новониколаевском районе. — Может, переизберут президента, так политика изменится». Об этом характерном случае рассказал на сессии облсовета Андрей Губин, который раньше был председателем райисполкома, потом, покинув этот пост, занялся фермерством.

Выступившая затем Людмила Чекунова из другого, Котельниковского района сказала, что многие хозяйства здесь в долгах как в шелках, но в ходе прошедшей реорганизации фермерами стали единицы. Хотя только в одном из совхозов заявки на фермерство подавали 45 человек. Когда давление и угрозы не помогли, у директора, как по мановению волшебной палочки, объявился документ, из которого явствовало, что совхоз обрел статус племенного, поэтому реорганизации не подлежит…

Проведя проверку исполнения законодательства о земле и укреплении новых форм хозяйствования в аграрной сфере, областная прокуратура пришла к заключению: должностные лица, не желая выделять землю для крестьянских хозяйств, умышленно волокитят с принятием решений о ее отводе или же вообще отказывают под надуманными предлогами.

Между тем, по данным облстатуправления, колхозы и совхозы в первом квартале уменьшили и без того уже сократившееся в прошлом году производство мяса на 12, молока — на 17 процентов. Крупного рогатого скота стало меньше на 88 тысяч голов, свиней — на 147 тысяч, овец и коз — на 286 тысяч. Дальнейший спад, совершенно очевидно, неизбежен, если, меняя лишь вывески, сохранять обанкротившиеся хозяйства, сдерживать развитие фермерства.

Демократы вынуждены формировать оппозицию, чтобы отстаивать реформы демократического правительства

В администрациях области три четверти — исполкомовские работники «старого призыва». Среди глав местных администраций, назначенных Иваном Шабуниным, почти половина — бывшие функционеры компартии, в основном первые секретари. Причем у многих из них — мандаты депутатов облсовета, полученные во время выборов, когда еще действовал мощный аппарат компартии, а демократы, числившиеся неформалами, не имели возможности составить конкуренцию на равных. Поэтому левое крыло представлено в облсовете только 60 депутатами — это менее четверти от общего числа.

— Такая расстановка сил в органах власти позволяет, с одной стороны, самому Шабунину прочно опираться на сохранившую позиции номенклатуру, с другой — номенклатуре успешно отстаивать свои интересы, — считает председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам экономической реформы и собственности, член политсовета областной организации Движения демократических реформ Владимир Мироненко.

В такой ситуации группа депутатов левого крыла облсовета сочла необходимым сформировать оппозицию. Цель — активная защита реформ правительства. (Об этом уже рассказывалось в «Известиях» № 77).

Вслед за этим в облсовете произошло событие, которое демократы резонно считают попыткой номенклатурного переворота. (Случилось это, что тоже примечательно, в канун съезда). Несмотря на отсутствие кворума на втором заседании 10-й сессии, председатель облсовета Александр Морозов после часового перерыва объявил ее повторно созванной. Проведение сессии в ополовиненном составе позволило при голосовании полностью возобладать правому крылу: для принятия нормативных актов от имени Совета достаточно было лишь около трети голосов депутатов.

— И это при том, что принимался важнейший нормативный акт, — рассказывал мне Владимир Мироненко, — новый регламент облсовета. До сессии мы безуспешно пытались убедить Морозова не торопиться, вместе поработать над формулировками. Потому что в новом варианте появились пункты, ограничивающие права демократического меньшинства, позволяющие не только сегодня «вычистить» демократов из властных структур, но и заблокировать им доступ туда в будущем.

Такие рокировки в политической игре. Но не легче приходится и тем, кто пытается отстаивать политику правительства в экономике. Местная номенклатура и здесь всячески стремится сохранить за собой прежнее положение.

— Администрация, — прокомментировал Владимир Мироненко обширный перечень принятых ею в последнее время документов, — всячески поддерживая экономически неэффективные, старые хозяйственные структуры, создает им режим наибольшего благоприятствования — от льготного кредитования до инвестиций бюджетных средств. Кроме того, предпринимаются попытки восстановить старые органы государственного управления. Например, снова вводится прямое подчинение предприятий администрации, регламентация сверху их хозяйственной деятельности. В то же время под разными предлогами блокируются меры по демонополизации экономики.

Законы, которые мешают главе администрации, на территории области теряют силу

Поражает еще одна особенность: многие постановления и распоряжения глава областной администрации издает вразрез с указами президента и законами Российской Федерации. В областной прокуратуре меня познакомили с объемистым пакетом подобного рода документов.

Опротестовано прокуратурой постановление главы администрации об учреждении областного государственного предприятия «Волгоградоблбытсервис» как противоречащее действующему законодательству. Здесь нарушен закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перекрыта возможность приватизации в областном объединении бытового обслуживания. Из других протестов: незаконно и подлежит отмене указание главы администрации делегировать производственному объединению «Волгоград жилкомхоз» право распоряжаться и управлять имуществом жилищно-коммунального хозяйства области; не соответствует требованиям закона распоряжение о торговле сельхозпродукцией и сырьем на Нижневолжской товарно-сырьевой бирже, поскольку устанавливает необоснованные преимущества…

Чаще всего нарушаются законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О предприятии и предпринимательской деятельности».

То есть законы, способствующие становлению рыночной экономики. О стимулах которой в отношении себя власти, кстати, не забывают. Вот любопытный на сей счет документ: «Премировать по итогам работы за I квартал 1992 года т. Морозова А. Г. — председателя облсовета в размере должностного оклада. Глава администрации И. П. Шабунин». Хотя, естественно, Морозов не числится штатным или хотя бы внештатным сотрудником Шабунина, чтобы тот мог поощрять его заслуги денежным вознаграждением. Такой вот «личностный» дополнительный штрих к тому, как вольно волгоградские власти обходятся с нормами законодательства.

Между тем волгоградцы, живущие «под» нынешней властью, по-своему оценивают работу и Совета, и администрации. Кафедра философии и социологии университета провела экспресс-опрос различных групп населения. Волгоградцам был задан конкретный вопрос: как вы относитесь к действиям властей? Оценивая областную администрацию: «отрицательно» — однозначно ответили 54, «настороженно» — 37 процентов опрошенных. К облсовету же отрицательно относятся 48 процентов и свыше 42 — настороженно. Число положительных ответов мизерное: администрация получила их лишь 8,5 процента, Совет и того меньше — 6, 8.

Как быть с людьми из команды президента, которые находятся в оппозиции к политике президента

В связи с этим вопрос: на кого, кроме стремящейся укрепить свои позиции номенклатуры, опирались волгоградские власти, обеспечивая поддержку «снизу» консервативным силам съезда? Поддержку, после которой «встречные предложения» Ивана Рыбкина и Сергея Бабурина главе областной администрации не заставили себя ждать.

В интервью корреспонденту «Новой газеты», которое Иван Шабунин дал в дни съезда, глава администрации ясно сформулировал свое отношение к сегодняшней государственной политике: «Не надо торопиться со сроками реформ». Заодно поделился своими взглядами на тех, кто эту политику, эти реформы проводит. Так, например, у Гайдара, по Шабунину, — легкость подходов ко многим вопросам. Да и сам по себе Гайдар не вызывает у него особой симпатии.

Что ж, симпатии — дело сугубо личное. Принципиально важно другое: глава администрации — лицо должностное. Назначенное президентом, стало быть, взятое им в свою команду. Команду, собранную именно для того, чтобы проводить радикальные реформы. И вот это должностное лицо публично заявляет о неприятии ряда принципиальных направлений реформы, в том числе изложенных на съезде самим президентом.

Представьте себе ситуацию, когда начальник станции отдает распоряжение перевести стрелки в связи с изменением движения поездов, а стрелочник указания не исполняет. Скорее всего, на следующий день этот стрелочник пойдет искать работу в другом месте. А в случае аварии пойдет под суд. И это будет в порядке вещей.

В нашем же обществе, государстве оказывается возможным не соблюдать элементарные требования порядка. Причем на уровне отнюдь не стрелочника — на уровне политическом, уровне власти.

Можно было бы «на примере» главы волгоградской администрации долго рассуждать о номенклатуре, о том, как из старых кресел в новые перетащила она и старые же повадки. Но важнее подчеркнуть другое. Пока не принят у нас закон «О государственной службе», пока не несут «слуги народа» перед обществом юридическую ответственность и сместить их оно не властно, нести ответственность за своих представителей на местах должен тот, кто их назначал. Президент, то есть. Потому как ждать от того же главы волгоградской администрации, что он по собственной воле уйдет в отставку, поскольку не разделяет политику команды, не приходится.

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

«Известия» 15 мая 1992 года