Тяжелые бои в Новогрозненском
Юрий СНЕГИРЕВ, Александр КАКОТКИН, «Известия»
20 февраля с утра началась операция федеральных войск по уничтожению боевиков в поселке Новогрозненском. Идут уличные бои. В отдельных домах созданы опорные пункты, откуда боевики ведут плотный огонь. Как сообщили корреспонденты ИТАР-ТАСС, потери боевиков составили около 120 человек, и сопротивляющиеся требуют от главного штаба Аслана Масхадова подкреплений.
Вообще происходящее в последние дни вокруг поселка очень сильно напоминает прошлогодние события в селе Самашки, а по результатам может их и превзойти.
Здесь образован тот же информационный вакуум (уже десять дней журналистов туда не пускают). Все, что показывает в последние дни телевидение, — это архивные съемки двух-, трехнедельной давности. Корреспонденты «Известий» оказались, видимо, единственными российскими репортерами, которым несколько дней назад удалось побывать в самом поселке.
За месяц для нас это уже была третья поездка в Новогрозненский. Поэтому динамика событий разворачивалась, что называется, на глазах. Это крупное селение (официально считающееся поселком городского типа с населением более 10 тысяч человек) всегда выделялось своим фрондерством по отношению как к федеральным властям, так и к официальному Грозному. После взятия Гудермеса Новогрозненский оставался единственным поселком на трассе Ростов—Баку, контролируемым дудаевскими силами. Там регулярно и демонстративно появлялись Басаев, Радуев и Масхадов. Еще десять дней назад по улицам открыто разгуливали не только вооруженные боевики, но даже и мальчишки с пулеметами. Понятно, что федералы долго с этим мириться не могли. И после успешного дебюта со сдачей оружия в селе Шатой взялись за Новогрозненский.
Первое предложение о разоружении представителям мятежного поселка было сделано еще в прошлый понедельник лично Доку Завгаевым и командующим Северокавказским округом Анатолием Квашниным. Но если несколько окрестных сел согласились продолжать переговоры, то новогрозненцы ответили резким отказом. Тогда-то А.Квашнин и произнес свой пассаж о тридцати минутах на сравнивание поселка с землей. Это тоже не подействовало, и упрямцев было решено примерно наказать.
На сей раз федералы сделали кое-какие выводы из предыдущих аналогичных операций. Неторопливо обложив поселок, приступили к артподготовке.
Как сообщил «Известиям» лидер чеченской общины Хасавюрта Басыр Дадаев, имеющий связь с поселком, сейчас со стороны Дагестана по Новогрозненскому ежедневно работает «Град», а со стороны Грозного наносятся удары с воздуха. По его словам, в основном идет бомбежка с самолетов, собственно штурма не ведется. Грохот разрывов слышен даже в Хасавюрте (25 километров). Что касается сообщений информационных агентств о якобы покинувших поселок мирных жителях и засевших там боевиках в количестве около тысячи человек, то Басыр Дадаев опроверг эту информацию. По его сведениям, мирных жителей в поселке еще хватает, зато оставшихся боевиков можно пересчитать по пальцам.
Косвенное подтверждение этих слов корреспонденты «Известий» получили еще в прошлую среду в самом поселке. Уже в тот день на улицах не было видно ни одного человека с оружием, комендатура была закрыта и даже знаменитый «вечный» митинг протеста у бензоколонки на трассе Грозный — Баку прекратился. Немного оживленно было лишь на рынке в центре села. Не заметили мы и окопов, и других серьезных укреплений, за исключением нескольких блокпостов на главных перекрестках. Похоже, боевики тоже поумнели. Полевой командир Назар Эдилхаджиев, с турецким знаком отличия на груди «За верность исламу», так и заявил:
— Что мы дураки, сидеть в окопах под бомбами? Мы просто уйдем в горы. Тропинок хватает.
По его словам, поселок для серьезной обороны не годится: подвалов нет — только погреба, и никаких траншей между домами, как в Первомайском, не прорыто.
Тактика же штурмующих будет, скорее всего, заключаться в сочетании самашкинской и первомайской операций. Большей части мирных жителей дадут уйти, с ними просочатся и основные силы боевиков. Оставшихся же будут утюжить квадратно-гнездовым способом, как в Первомайском, а затем проведут карательную зачистку по типу самашкинской.
Ну, а многие подробности операции мы, скорее всего, узнаем на ближайшей пресс-конференции Масхадова, Басаева и Радуева, которые, как всегда, благополучно уйдут сквозь «плотное кольцо федералов».