Схлестнулись интуиция с логикой
Юрий ВАСИЛЬЕВ, шахматный обозреватель газеты «Спорт-экспресс» — специально для «Известий»
Матч чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова с IBM-ской суперЭВМ «Deep Blue» («Глубокий голубой») вызвал в США невероятный интерес, пожалуй, даже больший, чем прошлогодний матч Каспарова с индийским гроссмейстером Вишванатаном Анандом. После двух партий счет 1:1.
На первых полосах самых влиятельных газет Америки в день начала матча были опубликованы портреты чемпиона среди людей, снабженные «шапками» вроде той, которую поместила «USA TODAY»: «Постоит ли этот человек за человеческую расу?». И не только Америка затаила дыхание в предвкушении матча искусственного интеллекта с просто интеллектом. Так, например, впервые в истории шахмат Япония транслирует партии на свою страну.
СуперЭВМ с таким романтическим именем поражает воображение не только своими параметрами: двадцатитонная махина высотой около двух метров, занимающая метров 40 жилой площади (вместе с кондиционерами), поражают ее вычислительные и аналитические способности. В пресс-релизе фирмы сказано, что «Deep Blue» способна в секунду просчитать и проанализировать до двухсот миллионов позиций, а за три минуты — пятьдесят миллиардов!!! Числа эти уложиться в нашем сознании вряд ли могут, но заметим, что, наверное, не случайно большие ЭВМ, родственницы «Глубокого голубого», обслуживают нужды Пентагона, Национального космического агентства, как и то, что IBM в прошлом году продала своей продукции на 60 миллиардов долларов.
Матч для Каспарова начался с неприятных переживаний: представители фирмы отказали ему в возможности сыграть несколько тренировочных партий с «Deep Blue», хотя поначалу обещали. Не разрешили они также присутствовать представителю Каспарова в центральной лаборатории IBM во время матча.
Дело, значит, происходит так: Каспаров сидит за шахматным столиком, напротив него сидит оператор (доктор наук, между прочим, специалист по компьютерным программам, а шахматист примерно третьего разряда), этот оператор переставляет фигурки и переключает часы, а «думает» «Большая голубая железяка», передавая ходы на экран монитора, который виден только оператору.
В первой партии чемпиону мира среди людей пришлось туго. Он разыграл против машины сицилианскую защиту, но, как мне признался после партии, получил безнадежную позицию сразу после дебюта. Во второй партии сделал выводы, говорить о них подробно отказался, но сказал, что кое-какие слабости у суперкомпьютера заметил... Игра длилась почти шесть часов (первая — меньше двух часов), было сделано 73 хода. После игры чемпион мира был встречен оглушительными криками многочисленных представителей человеческой расы, которые, заплатив 20 долларов, попали в специальный зал «Конвеншн центра» Филадельфии.
«Матч будет страшно тяжелым,— сказал мне Каспаров, когда мы поднимались после игры по эскалатору отеля «Мариотт»,— с таким монстром мне еще не приходилось играть...». Добавим, призовой фонд матча из шести партий равен 500000 долларов. Победитель получит 400 тысяч, побежденный — сто тысяч.