Комбайнгейт
Станет ли история с господдержкой Красноярского комбайнового завода причиной кадровых перестановок в Москве?
В последних числах декабря президент Ельцин весьма резко высказался в адрес Министерства экономики в связи с тем, что ряд правительственных ведомств не выполнили постановление правительства относительно производства на Красноярском комбайновом заводе новых комбайнов.
Ельцин употребил даже такую экзотическую в наше время характеристику, как «саботажники», которые, по мнению президента, обнаружились в Минэкономики, и поручил премьеру укрепить это министерство.
Конечно, жаль, что село не получит новые комбайны. Но возникает вопрос, почему президент был так раздосадован тем, что один из многих заводов не получил централизованные инвестиции? Почему именно за этот завод он готов рубить головы высоким московским чиновникам, хотя, как известно, комбайновый далеко не единственный жаждет получить бюджетные деньги.
«Известия» пытаются разобраться в этой ситуации.
Алексей ТАРАСОВ, «Известия» из Красноярска
В конце минувшего года у проходной АО «Красноярский завод комбайнов» собрался стихийный митинг работников, возмущенных задержками зарплаты. Журналистам рассказали, что чашу терпения переполнил голодный обморок одного из рабочих.
Узнать, насколько эта мрачная история соответствует действительности, оказалось непросто. Помощник гендиректора АО Георгий Михайлов заявил «Известиям», что проблема эта надуманная, митинг — провокация. Однако на конкретные вопросы, каков долг завода перед своими работниками, на сколько месяцев задерживаются выплаты, сколько дней в неделю завод трудится, Михайлов ответить отказался, объяснив это тем, что завод стал частным, а информация подобного характера в газете вряд ли пойдет ему на пользу.
При этом руководство завода убеждено, что проблемы их АО должны быть головной болью не частных и юридических лиц, владеющих предприятием, а именно государства. Что сельхозмашиностроение нельзя бросать «на произвол судьбы». И поддерживать его вполне можно за счет бюджетных средств. Очевидно, что убедить в этом первых лиц государства гораздо легче, чем попытаться найти частных инвесторов, банкиров, которые поверили бы в эффективность тех или иных проектов комбайностроителей и кредитовали бы их.
Гендиректор Красноярского комбайнового, один из самых влиятельных хозяйственников в крае, почетный гражданин Красноярска Лев Логинов хоть и не раз конфликтовал с Минфином, все же, по его словам, всегда находил понимание у Ельцина, Черномырдина, Сосковца. И льготные кредиты завод получал.
А год назад появилось распоряжение правительства, одобрившее предложение о предоставлении Красноярскому комбайновому беспроцентного займа в 150 млн. долларов под создание производства резиноармированных гусениц. Для погашения этого кредита, который должен был открыть один из западных банков, совместное российско-британское предприятие «Балкар трейдинг» получило право поставки в 1995–1996 годах 8 млн. тонн нефти американской компании «Мобил ойл» («Mobil oil»).
За появлением и развитием этого проекта «Известия» следили и не раз уже рассказывали о его нюансах. И, видимо, нет нужды напоминать один из самых громких скандалов прошлого года, связавших впечатляющие успехи в нефтяном бизнесе СП «Балкар» с именами двух тогда главных руководителей Генпрокуратуры — А. Ильюшенко и В.Узбекова. СП «Балкар» осуществляло экспортные поставки нефти под предлогом обеспечения госнужд. Такое необъяснимое с чисто экономической точки зрения прикрытие позволяло пользоваться этой фирме весомыми преимуществами. По существующему порядку вещей для избранных, да еще «обеспечивающих госнужды», всегда могут найтись эксклюзивные механизмы. Классическим примером такого лоббизма может служить и проект, связавший «Балкар», «Мобил» и сибирских комбайностроителей. Он также имеет мало общего с правилами и загонами обычного, неноменклатурного бизнеса. И сразу рождает вопрос о крепости уз землячества, что связывают Ильюшенко, выходца из Красноярска, и красноярца Логинова.
Оказывается, Ильюшенко и Логинов не просто земляки. Их семьи находятся в приятельских отношениях достаточно давно. Об этом говорили многие из моих собеседников, в частности бывший прокурор Красноярска (а сейчас избранная депутатом Госдумы) Нелли Жукова, под началом которой начинал свою карьеру Ильюшенко. Как свидетельствует Нелли Николаевна, для Ильюшенко Логинов всегда был «дядей Левой».
С начала 90-х Логинову по заводским делам приходилось не просто бывать в Москве, а фактически жить там. С развалом СССР режим наибольшего благоприятствования, которым наделил завод М.Горбачев, был упразднен. Добиться полного понимания у нового российского руководства Лев Николаевич смог не сразу. Зато в последние годы, по свидетельствам информированных источников, Логинов стал весьма близок как к людям из президентского окружения, так и к самому Б.Ельцину. Историям с нефтедолларами, другими «эксклюзивами», наверное, можно попытаться найти рациональное объяснение. Но все-таки, по-видимому, и здесь действуют скрытые от гласного обсуждения и какого-либо контроля механизмы, в работе которых соображения экономической целесообразности отнюдь не являются решающими.
Впрочем, все это лишь одна сторона дела. Председатель комитета по промышленности, конверсии и ТЭК администрации Красноярского края Павел Рябухин не видит проблемы в кредитовании государством частного завода. Вопрос в иной плоскости — необходимо установить жесткий контроль за расходованием средств. В интервью «Известиям» Рябухин назвал несколько любопытных цифр. Так, после посещения президентом летом 94-го комбайнобого завода обещано было 40 млрд. — только на остаток текущего года. Выделено же было всего 9 млрд. Однако, по данным Рябухина, государство задолжало комбайновому по поставкам сельхозтехники в 1992–1993 годах до 600 миллиардов! В то время еще существовали наряды, согласно которым «степные корабли» отгружались селянам. А потом государство сказало: собирайте деньги с потребителей. Рябухин приводит следующую формулировку, с которой государство обратилось к комбайнострои-телям: правительство не обязано платить вам, поскольку вы не обязаны были в 93-м выполнять постановление правительства. Таким образом, заключает Рябухин, наиболее добросовестные оказались в наихудшем положении. И по сравнению с суммами невозвращенных государством долгов выданные комбайновому кредиты не впечатляют.
В краевой администрации, кстати, подготовлено постановление по кредитованию завода, разрабатывается ряд финансовых механизмов, которые должны облегчить положение предприятия. Видимо, не село, а завод получит кредит, за который рассчитается комбайнами с тружениками села.
Рябухин убежден, что проблемы Красноярского комбайнового — это проблемы федеральные.
— Только в крае поступление сельхозтехники крестьянам уменьшилось с 1991 г. в 10 раз, — говорит он. — И если в ближайшие годы вопрос о возобновлении поставок не будет решен, нам просто кушать будет нечего. Причем техники надо сейчас поставлять вдвое больше, чем в лучшие годы Советской власти, чтобы только компенсировать ее выбывание. Да, комбайн устарел технологически, конструктивно. Таких узлов, какие применяются в сельхозтехнике, в общем машиностроении уже не существует лет 50…». Итак, что делать?
Как сообщил «Известиям» помощник Логинова, на новый комбайн «Кедр», который понравился президенту, государство так ничего и не дало. Проект создания предприятия по производству резинотросовых гусениц пробуксовывает — какие-то сложности с японцами, отказывающимися открывать свои секреты, да и нефтедолларов в Красноярске, похоже, никто не видел (чего и следовало ожидать).
Судя по всему, фигурируют какие-то странные проекты, деньги так и будут крутиться около комбайнового, а крестьянам вскоре придется вспоминать о серпах да цепах.
Михаил БЕРГЕР, «Известия», из Москвы
Для начала еще раз уточним, что собой представляет Красноярский комбайновый завод как форма собственности. Трудовому коллективу принадлежит 51,2%, компании «ГРАНТ ИНКОМ» — 19,5%, КБ «СТРОМКОМБАНК» — 17,2%, ИНВЕСТИЦИОННЫМ ФОНДАМ -7,4%, другим юридическим лицам — 1,6% и физическим лицам — 1,1%.
Иными словами, это абсолютно частное предприятие без какой бы то ни было доли государства. Может ли такое предприятие рассчитывать на бюджетные инвестиции? В принципе да, но на тех же основаниях, что и десятки тысяч других частных компаний. Существует утвержденный правительством порядок, при котором претенденты на централизованные инвестиции подают заявки в Минэкономики. Там специальная комиссия рассматривает их, оценивает эффективность и принимает решение об участии в проекте.
Подчеркну, речь идет именно об участии (в среднем на 20 процентов) в проекте, а не о его полном финансировании. Остальными деньгами должны рисковать коммерческие банки и другие негосударственные компании.
Но и конкурировать за получение госинвестиций комбайновый завод не мог, потому что в конкурсе не участвовал. Прямые личные контакты с главой государства, конечно, великая вещь. После посещения Борисом Ельциным в 1994 году комбайнового завода это предприятие попало в постановление правительства, которым предусматривалась государственная поддержка освоения новых комбайнов.
Но деньги даже российское правительство дает, как правило, не вообще на хорошую жизнь заводу, а под конкретный инвестиционный план. До июня 1995 года комбайновый завод не мог предоставить в Минэкономики обоснования для получения бюджетных инвестиций. Потому-то завод и не попал в инвестиционную программу прошлого года. Короче говоря: утром проект — вечером деньги. Но не наоборот.
Комбайновый завод просил денег не только на новую сельхозтехнику, но и на создание кирпичного производства, на выпуск обогатительного оборудования. Позже завод по собственной инициативе эти предложения снял с рассмотрения, что также свидетельствует о качестве подготовки инвестиционных проектов в хозяйстве Логинова.
Есть и другой канал получения казенных денег, которым Логинов тоже попробовал воспользоваться.
Речь идет о так называемой бюджетной ссуде.
Логинов через президента попросил бюджетную ссуду в 150 миллиардов рублей под 10 процентов годовых. Причем из материалов заявки на ссуду следовало, что возвращать кредит завод собирается лет 25-30. Естественно, что такая просьба не могла быть удовлетворена, тем более что правила предоставления бюджетных ссуд были утверждены президентским же указом. Эти правила предусматривали выделение краткосрочных кредитов и под половину учетной ставки ЦБ, но никак не под 10 процентов.
Обидевшись на «зловредных бюрократов», Логинов нажаловался президенту, в результате чего и появилась столь резкая реакция Ельцина. Остается узнать, будет ли президент настаивать на увольнении людей, которые не хотят нарушать им же самим установленные правила.