Почему падают «русские витязи»?
Катастрофа трех самолетов Су-27 во Вьетнаме, возвращавшихся домой после участия в международном авиасалоне «Лима-95» в Малайзии, продолжила серию загадочных исчезновений и падений воздушных судов, принадлежащих российской авиации - гражданской и военной.
«Русские витязи» из пилотажной группы с подмосковного аэродрома в Кубинке, которые несколько дней назад успешно демонстрировали искусство воздушного боя в малайзийском небе, входили в элиту российских ВВС и считались перворазрядными асами. Их имена нам сообщили в штабе главкома ВВС - генерал-полковника Петра Дейнекина. Это подполковник Борис Григорьев, майор Александр Сыровой, майор Николай Кордюков и майор Николай Греча нов. Первые двое, указанные в этом списке, летели на одном самолете.
Последний сеанс прямой связи с Вьетнамом, где работает специальная комиссия во главе с первым заместителем главкома -генералом Виктором Котом, состоялся за несколько минут до подписания данного номера «Известий». Сообщалось, что в районе бухты Камрань, что во вьетнамской провинции Кханьхоа, на берегу Южно-Китайского моря, продолжаются поиски пропавших истребителей.
Министерство обороны Вьетнама выделило для этих целей группу своих солдат и вертолет Ми-8. Поиски ведутся в гористой местности, подступающей к бухте с запада. В четверг к полудню видимость несколько улучшилась, но дождливая погода держится устойчиво как следствие начавшегося в минувший вторник - день катастрофы — тайфуна. На момент связи в горах не было найдено обломков самолетов. Таким образом, сказали нам в телефонном разговоре, сохраняется надежда, что летчики остались живы.
Скупая информация, поступающая из российского посольства в Ханое, которое не имеет связи с Камранью, и из пресс-центра ВВС, не позволяет составить более или менее общую картину происшествия. Не удалось выяснить, кто находился на борту ведущего лайнера Ил-76, который сопровождала пятерка Су-27. Осталось загадкой, почему два самолета из группы сопровождения на подлете к Камрани отделились от основной группы и ушли на посадку на аэродром в городе Фанранг, расположенном в 40 километрах южнее. Не ясно также, почему самолет-лидер благополучно сел в Камрани, а истребители не смогли этого сделать. Вместо этого они совершили четыре круга над полуостровом.
Мне приходилось бывать в Камрани не однажды. Взлетно-посадочная полоса, построенная в 60-е годы еще американцами, считается одной из лучших в мире и способна принимать любые самолеты. Начинается она от самого берега, и самолеты всегда заходят на посадку с моря. До конца 80-х годов там располагалась большая эскадрилья стратегических бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160 числом около 40 машин, которые вели круглосуточное дежурство над акваторией Тихого океана, следя за перемещением американских кораблей и подводных лодок.
Камрань, называемую официально «пунктом материально-технического обеспечения» (ПМТО) Тихоокеанского флота России, арендуется у Вьетнама в соответствии с соглашением, подписанным между Советским Союзом и СРВ в 1981 году. Сейчас там практически нет нашей морской авиации, и бухта используется как база для стоянки и ремонта военных судов. В городке, построенном в песках Камрани, несут службу и отдыхают моряки ТОФ. Аренда закончится в 2005 году, и дальнейшую судьбу ПМТО предстоит решить на переговорах, которые эпизодически ведут военные делегации России и Вьетнама.
В качестве одной из причин катастрофы специалисты называют отсутствие в Камрани современного навигационного оборудования. Однако это не помешало приземлиться тяжелому Ил-76, у которого пробег намного больше, чем у истребителя.