Север кричит: «Караул!»
С 23 ноября из-за дефицита топлива прекращено горячее водоснабжение городов Архангельска и Северодвинска. Северодвинская ТЭЦ-2 переведена на режим собственного обеспечения. Работа Архангельской ТЭЦ, как сообщает ИТАР-ТАСС, поддерживается за счет топлива из неприкосновенного запаса.
«Традиционно катастрофическая» ситуация сложилась с завозом топлива, продовольствия и других продуктов (производственно-технического назначения)в северные и дальневосточные районы страны. Однако нынешняя ситуация традиционна лишь по факту. Поданным Госкомстата, количественные показатели по основным ресурсам, запасенным в этом году, существенно уступают даже прошлогодним. Во многих регионах в связи с наступлением холодов впору вводить чрезвычайное положение.
Как сообщил «Известиям» руководитель отдела информации Мурманской городской администрации Вячеслав Ищенко, в котельных города запасов топлива осталось в среднем на шесть суток работы. На исходе топливо в котельной оборонного судоремонтного завода «Севморпуть», обслуживающей и крупный городской микрорайон.
В четверг в Мурманской области на судоремонтном заводе №10 вышел из строя водогрейный котел, в результате тысячи жителей заполярного города Полярный остались без тепла. По оценке специалистов, причиной аварии стала изношенность механизмов агрегата и его работа в режиме нехватки горючего. Министерство обороны, в ведении которого находится завод, задолжало предприятию около 7 миллиардов рублей.
23 ноября президент России издал указ, в соответствии с которым ограничения или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов воинским частям, предприятиям и организациям исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, отныне будут считаться «действиями, нарушающими безопасность государства«».
Можно ли надеяться, что теперь проблемы, «завязанные» на мурманских судоремонтных заводах и им подобных, будут решаться оперативно? Даже если так, это лишь частично решит проблемы «замерзающего Севера».
Драматическое, если уже не трагическое, положение создалось там, несмотря на то, что о возникновении проблем заранее было известно. 2 октября министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу направил в правительство России записку, в которой говорилось, что на грани срыва находится правительственное постановление №603 «О мерах по подготовке народного хозяйства к работе в осенне-зимний период 1995—1996 годов».
Тогда же вице-премьер правительства РФ Сергей Шахрай дал поручение Минфину и Минэкономики разработать мероприятия и принять соответствующие решения с учетом изложенных в записке МЧС предложений. Однако, как сообщил «Известиям» начальник отдела департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС Николай Свешников, реакция Минфина свелась, по сути, к констатации факта — «отсутствию необходимых средств». За три осенних месяца фактически так и не был найден выход из этого традиционного ежегодного кризиса.
Навигация на Севере кончилась. Так что исправить положение теперь можно только за счет каких-то сверхусилий. Министерства и ведомства уже заняты разработкой «мероприятий по привлечению необходимых сил и средств в случае введения чрезвычайного положения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Миллиарды, если не триллионы рублей из чрезвычайного фонда страны, как и в прошлом году, уйдут на «борьбу с зимой».