Дело академика Кунцевича открывает сезон предвыборных скандалов
Поздним вечером 22 октября председатель Центризбиркома Николай Рябов подтвердил корреспонденту «Известий», что в его распоряжении находится официальное письмо директора ФСБ Михаила Барсукова, в котором сообщается, что следственным управлением этой службы расследуется уголовное дело Анатолия Кунцевича, директора центра «Экотоксиметрия» Российской академии наук, бывшего председателя Комитета РФ по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия. Поводом для обращения шефа ФСБ в ЦИК стало выдвижение Кунцевича кандидатом в депутаты Госдумы от Либерально-демократической партии по Тушинскому избирательному округу номер 200 города Москвы.
В присутствии корреспондента «Известий» Н.Рябов связался по селекторной связи с соответствующей службой ЦИК и попросил уточнить информацию о том, исключен ли Кунцевич из списков кандидатов в депутаты от ЛДПР. Информацию подтвердили.
Академик РАН Анатолий Кунцевич родился в 1934 году в поселке Свислочь Могилевской области. В армии с 1952 года. Закончил Военную академию химической защиты имени маршала Советского Союза Тимошенко. 25 лет прослужил в Военно-химическом центре в Шиханах Саратовской области. Из них 10 лет возглавлял его. С 1986 по 1989 год участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и международных премий. Генерал-лейтенант запаса, уволен из вооруженных сил в 1991 году. С февраля 1992 по апрель 1994 года возглавлял Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при президенте России. Участник разработки и подписания международной Конвенции о запрещении разработки, применения химического и бактериологического оружия и о его уничтожении в 1993 году. Советник генерального секретаря ООН по вопросам химического оружия.
В письме М. Барсукова председателю Центризбиркома, в частности, говорится: -Следственным управлением ФСБ расследуется уголовное дело, в рамках которого академику Кунцевичу А.Д. 14 августа 1995 года предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 78 (контрабанда), ст. ст. 15 и 78 (приготовление к контрабанде) УК РСФСР. С него взята подписка о невыезде. Из материалов уголовного дела усматривается, что Кунцевич А.Д. в ноябре 1993 года контрабандно переместил в одну из стран Ближнего Востока 800 килограммов химических веществ, которые используются для производства боевых отравляющих веществ…»
Руководитель Центра общественных связей ФСБ генерал А.Михайлов в беседе с корреспондентом «Известий» подтвердил, что следственное управление ФСБ действительно предъявило А. Кунцевичу обвинение в контрабанде. Ему вменяется в вину незаконное перемещение в ноябре 1993 г. в одну из ближневосточных стран 800 килограммов компонентов, которые при наличии соответствующей технологии можно использовать для производства боевых отравляющих веществ. Кроме того, по версии следствия, академик готовил к незаконной отправке за рубеж еще 5 тонн химических веществ так называемого двойного назначения. Как известно, пресечение контрабанды входит в компетенцию ФСБ, потому сотрудники этой секретной службы и проводят следствие. А.Кунцевич не арестован, с него взята подписка о невыезде.
Виновен или не виновен академик — ответ на этот вопрос может дать только суд. Но попутно возникает другой, вовсе не праздный вопрос: имел ли право председатель Центризбиркома разглашать материалы следствия? По словам А.Михайлова, письмо шефа ФСБ на имя Н.Рябова носило конфиденциальный характер.
В то время, когда председатель Центризбиркома пребывает в уверенности, что ЛДПР еще 17 октября исключила А.Кунцевича из своих списков, в пресс-службе партии Жириновского всю эту информацию назвали «обычной провокацией». Работник пресс-службы А.Батогов сообщил «Известиям», что 23 октября Кунцевич пришел за объяснениями к Жириновскому и тот заявил, что никто не исключал академика из партийных списков.
Когда скандм стал разрастаться, пресс-служба ЛДПР распространила опровержение, в котором говорится, что академик Кунцевич — «кристально чистый русский патриот. Еще с 1988 г. он возвысил свой голос против разрушения нашего государства, промышленности, армии, фундаментальной и прикладной науки, высоких технологий, образования и здравоохранения. Именно поэтому он подвергался и подвергается разнузданной травле в печати и преследованию со стороны -демократических- властей. Именно поэтому он выдвинут кандидатом в депутаты от ЛДПР, партии, наиболее твердо стоящей на патриотических позициях…»
В конвенциальном комитете при президенте России, который еще год назад возглавлял академик, корреспонденту «Известий» сообщили, что их орган не имеет никакого отношения к событиям, связанным с Кунцевичем. О том, что против него возбуждено уголовное дело, в кругах, близких к комитету, узнали еще в апреле прошлого года, когда Борис Ельцин внезапно освободил академика от должности «за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины». В чем заключалось это нарушение, ни тогда, ни сейчас никто сотрудникам комитета не разъяснял. Теперь это становится более или менее понятным. Специалисты комитета утверждают, что о контрабанде отравляющих веществ на Ближний Восток речь идти не может ни в какой форме. Скорее всего, говорят они, это «некорректное и, более того, неумное заявление людей, ничего не понимающих в химическом оружии. Все наши отравляющие вещества до грамма надежно охраняются, и никто не может вывезти их за пределы страны».
Вместе с тем в конвенциальном комитете не отвергают предположения, что лично академик Кунцевич, используя свой высокий авторитет, мог вывезти из России какие-либо химические вещества, хотя маловероятно, что они даже потенциально имеют отношение к химическому оружию. Правда, никаких документов, подтверждающих или опровергающих подобный факт, в комитете нет и быть не может. Сам конвенциальный комитет такой собственностью не обладает и ничего подобного санкционировать просто не мог.
Анатолий Кунцевич в разговоре с корреспондентом «Известий» также категорически отверг какие-либо обвинения в его адрес по поводу контрабанды боевых отравляющих веществ. -Я закупил кое-какие химикаты, — сказал он, — но они предназначены для производства пластификаторов, экстрагентов, пестицидов и лекарств, но никак не оружия. Более того, все это находилось и находится в России, на складах. Ничего никуда я не вывозил. Уже более года, с апреля 1994-го, я добиваюсь, чтобы следствие проверило, что там находится, и убедилось, продано что-то или нет, но никто не собирается этого делать. Видимо, для того, чтобы оказывать на меня политическое давление».
По всему видно, что в скандале вокруг академика Кунцевича заинтересованы многие стороны. Ну, а кому он будет на руку, мы узнаем очень скоро, может быть, еще раньше, чем произойдут выборы в Госдуму.