Кирсан Первый во главе демократической Калмыкии
В понедельник, 16 октября, стало известно имя первого президента одной из республик в составе РФ, который будет занимать свой пост в 2000 году, да и в первые годы третьего тысячелетия. Названо имя первого крупного руководителя России следующего века и тысячелетия. Естественно, мимо такого события мы не вправе пройти.
Его зовут Кирсан Илюмжинов, а если точнее — Кирсан Первый, о безоговорочной победе которого фактически над самим собой, ибо выборы были безальтернативными. сообщила республиканская избирательная комиссия в Элисте. Реформируемая на демократической основе Россия не без удивления, надо думать, услышала, что «этот руководитель будущего» избран президентом на семилетний срок, что выборы он инициировал сам — еще не истек срок полномочий, которыми он был обличен в мае 1993 года, когда земляки оказали ему высокое доверие, избрав первым в истории этой прикаспийской республики президентом. Сам Илюмжинов, как сообщает Интерфакс, мотивировал досрочные выборы благородным желанием «убедиться в доверии к нему народа как к политику, а не как к бизнесмену».
Надо полагать, убедился. При том, что за истекшие годы его правления Калмыкия как-то не особенно прославилась своими экономическими успехами да и невиданным ростом народного благосостояния. Впрочем, являясь политиком некой новой школы, 33-летний Илюмжинов вовсе не нуждается в каких-либо фактических подтверждениях своих огромных способностей организатора и вдохновителя настоящих и будущих побед калмыкского народа в преобразовании родины. Во всяком случае, и при отсутствии таковых он продолжает, как и на начальном этапе своей политической деятельности, весьма высоко оценивать свои возможности, настойчиво внедряя в сознание калмыков мысль о том, что только под его руководством республика может достигнуть небывалого расцвета.
В недавнем телеинтервью, переданном по программе НТВ, он заявил, что с удовлетворением передал бы власть своему достойному преемнику, но. дескать, калмыцкая земля пока еще не родила Кирсана Второго. Из этих слов ясно, почему, собственно, выборы президента прошли на безальтернативной основе. Зачем, мол, играть в демократию, если заранее ясно, что достойных соперников на современном этапе у Кирсана Первого нет и быть не может.
Если же говорить всерьез, то, вчитываясь и вслушиваясь в многочисленные заявления по самым различным поводам этого молодого президента, который того и гляди провозгласит себя калмыцким ханом, а республику — ханством в составе демократической России, понимаешь, что на нашем горизонте появилась еще одна серьезная опасность, которая может оказаться пострашнее многих других, уже пережитых и еще переживаемых.
Приметы этой опасности, не в столь, правда, рельефной форме, обозначаются и в других национальных республиках, входящих в состав РФ. Эта опасность — возвращение в средневековье под прикрытием на свой лад трактуемых национальных традиций, возвращение к временам феодальной раздробленности, когда отдельные земли существовали единственно по прихоти своих правителей, чья воля и становилась для них неписаным законом.
Взаимоотношения президента Калмыкии с демократическими институтами, с самой демократией весьма напоминают откровенное надругательство над теми демократическими нормами, которые давно уже утвердились в цивилизованном мире. Самое поразительное, что все это происходит при полном попустительстве федеральных властей, настолько, очевидно, потрясенных, а может быть, и напуганных событиями в Чечне, что оказались не в состоянии обеспечить исполнение федеральных законов на всей территории государства. Неужели то, что является чистейшей профанацией демократических норм, действительно соответствует ныне действующим в России законодательным нормам?