June 7

Па-де-де с мечеными баксами


Сергей КРАЮХИН, «Известия»


Петербург в шоке. Сообщение о том, что за получение взяток задержаны главный балетмейстер Мариинского театра Олег Виноградов и директор этого же театра Анатолий Мальков, потрясло многих петербуржцев. За более чем двухвековую историю Мариинки, с момента указа Екатерины II о создании труппы «... не для одних комедий и трагедий, но и для оперы», такого не случалось. В самом театре, где побывал ваш корреспондент, поверить в случившееся отказываются. Да и как поверить, если проработавшего уже не один год в Мариинке и весьма почтенного по возрасту Анатолия Федоровича Малькова повели средь бела дня 29 сентября из его кабинета в наручниках. На виду у всего коллектива. А ведь тот же Мальков известен городу как бывший руководитель комитета по культуре исполкома Ленсовета, он же директорствовал в Театре имени Ленсовета при Игоре Владимирове, да и мало ли еще высоких должностей в послужном списке Анатолия Федоровича на ниве культуры. Как сообщил корреспонденту «Известий» представитель ГУВД, Малькова задержали в момент получения взятки от канадского импресарио в сумме десяти тысяч долларов при подписании контракта. Валюта была меченой.

Препровождением директора Мариинки в следственный изолятор дело не завершилось. В субботу, 30 сентября, когда главный балетмейстер Олег Виноградов проводил репетицию с труппой, пришли и за ним. Известного не только в Петербурге и в России, но и во многих зарубежных странах хореографа повезли в -черном вороне» тем же маршрутом и поместили за решетку. Сотрудники отдела по борьбе с экономической преступностью изъяли у Олега Михайловича в момент задержания 142 тысячи долларов.

По официальной версии УБЭП, появившейся в «Смене» и других петербургских газетах, к проведению операции по задержанию ответственных руководителей Мариинки оперативники готовились на протяжении нескольких месяцев. Согласно сведениям начальника УБЭП Николая Данилова, установлены и другие факты получения Мальковым денег от иностранных фирм за право организации зарубежных гастролей Мариинского театра. Оперативники считают, что Мальков и Виноградов действовали сообща — один брал деньги, другой подписывал необходимые документы. По мнению правоохранительных органов Петербурга, схема получения денег от иностранных импресарио была хорошо отлажена — на протяжении семи лет без «материального подкрепления» не заключался практически ни один договор на гастроли.

В соответствии с озвученной от имени пресс-службы ГУВД информацией взятки, в которых подозревается главный балетмейстер Мариинки, не были случайным эпизодом, а носили систематический характер. Следствие выявляет круг лиц, причастных к ним, называется астрономическая сумма в несколько миллионов долларов, которая скрывается за этими не очень благовидными делами. Прояснить что-либо у самого Олега Виноградова не представлялось возможным, поскольку он находится в следственном изоляторе, и срок его 72-часового задержания, если он не будет продлен, истекает только во второй половине дня третьего октября. Попытки вашего корреспондента связаться с семьей Виноградова и получить от них какие-нибудь сведения успеха не принесли — телефон молчал.

Конечно, мало кто мог предполагать такой непредсказуемый поворот в судьбе 58-летнего Олега Виноградова, за творчеством которого на невских берегах наблюдают уже более двух десятилетий. Головокружительный успех молодому балетмейстеру принес балет на музыку Б.Тищенко «Ярославна», поставленный на сцене Малого театра оперы и балета. В его актив записали и другую постановку — балет Герольда «Тщетная предосторожность», который он потом перенес на сцену Кировского (Мариинского) театра.

Нельзя сказать, чтобы все складывалось для О.Виноградова без сучка и задоринки, без серьезных конфликтов с коллективом и критикой, когда он возглавил балет Мариинки. Были просто кризисные моменты, когда Виноградова обвиняли в блеклости и невыразительности его балетных постановок. Но никогда его имя не связывали с какими-то темными делишками и финансовыми махинациями. Потом в жизни Мариинки наступила новая эпоха, когда хореографическая труппа получила возможность длительных гастролей и подолгу находилась за рубежом — во Франции, Англии, Соединенных Штатах. Правда, каких-то значительных хореографических открытий О. Виноградову в это время сделать не удалось, хотя каждое зарубежное турне обрастало шумной кампанией в прессе.

В то самое время, когда серьезные петербургские музыковеды считали, что отечественный балет вообще и балет Мариинского театра, в частности, находится в глубоком кризисе, некоторые местные газеты делали перепечатки выдержек из зарубежной прессы и утверждали, что «Кировский (Мариинский) балет — самый лучший в мире». Главный балетмейстер подобные оценки поддерживал и всячески приветствовал и вообще гордился тем, что его солисты получают высокие гонорары. Гастроли становились главной и самодовлеющей для всех и каждого ценностью, а от Виноградова и Малькова зависело многое: кого облагодетельствовать и кого на какие роли поставить.

Сегодня в Мариинском театре ходят разные версии относительно случившегося. Есть мнение, что главного балетмейстера подставили, чтобы выжить из театра, - завистников, как известно, в театральной среде хоть отбавляй. И не только в театральной. Заместитель директора В.А.Танько, с которым мне удалось побеседовать по телефону, никаких комментариев к случившемуся не дал — дескать, ему известно не более, чем прозвучало по телевидению. Сказал только, что теперь Мариинский сравнялся по сенсациям с Большим театром, что в общем-то не радует, и сообщил, что, несмотря ни на какие передряги, коллектив продолжает работать, ждет зрителей и готовится к очередным гастролям.

Малькова выпустили из следственного изолятора через трое суток — в соответствии с решением городской прокуратуры, взяв подписку о невыезде. Предсказывают, что такая же участь ждет и задержанного сутками позже О.Виноградова. Композитор Сергей Михайлович Слонимский, чей балет «Икар» поставлен на сцене Мариинки, сказал, что эта история бросает тень не только на доброе имя театра, но и всего города. Потому как балет давно стал его душой, одним из символов С.-Петербурга. Впрочем, считает композитор, дело это, скорее всего, замнут, потому как всегда найдутся заинтересованные в том высокие покровители.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

«Известия» 4 октября 1995 года