6 версий о причинах закрытия «Версий», и не только...
«Иванову, Петрову, Сидорову», Солженицыну и самому красивому диктору всех постсоветских времен и народов Сергею Доренко Общественное Российское телевидение (ОРТ) указало на дверь.
Отказываюсь понимать интеллигентный гнев по поводу закрытия как этих, так и возможных будущих телепрограмм. Ну, подумаешь, одним, двумя, тремя хорошими проектами на телевидении будет меньше. Масса плохого, скучного, непрофессионального телевидения на ОРТ столь высока и критична, что никакое ее увеличение замечено не будет.
— На ОРТ пришла кучка непрофессионалов, — сказал в телефонной беседе с вашим корреспондентом ведущий программы «Версии» Сергей ДОРЕНКО.- Я ознакомился по меньшей мере с шестью версиями, по которым программу следует закрыть. Первый заместитель председателя Совета директоров ОРТ Борис Березовский говорит мне, что я тебя, Серега, люблю, как родного, но пойми и меня: люди из ближайшего окружения президента (на этой невинной фразе телефонная связь неожиданно прервалась), так вот, люди из ближайшего окружения президента недовольны твоей программой. Думаю, что блефует, понимая, что никакой возможности проверить этот вымысел у меня нет. Затем я узнал про себя, что я неуправляем. Готов согласиться, но тогда скажите, что от меня требуется, а уже я сам как-нибудь решу, оставаться мне с вами работать, или, с точки зрения гигиены, уйти самому. Потом выяснилось, что я вместе с Солженицыным не вписываюсь в современный политический ландшафт. Знать бы еще, что сие означает. Вдобавок я не следую политической линии. Какой, если ни у Березовского, ни у Сергея Благоволина никакой политической линии заподозрить невозможно. То у них Черномырдин герой, то герой, но не совсем, — изволите охотиться за переменчивыми взглядами нынешних телевизионных временщиков? Так за ними ведь не уследишь.
Ясно только то, что Сергей Ковалев, Егор Гайдар, Сергей Юшенков, Григорий Явлинский, Александр Лебедь, с их точки зрения, — кромешные мерзавцы. «Пойми, — говорят мне, — если они придут к власти, то нам всем „кранты“!» Отвечаю: «Это вам -кранты», а я как работаю журналистом, так и буду им работать. Я готов разговаривать хоть с Жириновским, хоть с Баркашовым».
Нет, и этого не хотят. Хотят, видимо, Сашу Невзорова с его некрофильским «Диким полем». Сергей Благоволин пенял меня, что у «Версий» низкий рейтинг. Очень может быть для программы со скользящим временем в эфире. Но рейтинг — дело самовольное. И если его просчитывает Всеволод Вильчек — это вызывает и тревогу, и доверие. Если же Благоволин на пальцах решает судьбу популярности той или иной программы, то позвольте вам не поверить.
Программа очень дорогая. И такую версию закрытия «Версий» мне посчастливилось услышать. Доводы разума, что мы готовы где и у кого угодно найти деньги, а Общественному Российскому телевидению выставить счет в 1 (один) рубль, естественно, не нашли понимания.
Даже то обстоятельство, что у меня в стадии разработки находится некий новый проект, тоже послужило одной из причин закрытия «Версий». Да не один у меня проект, а целых пять. Но я не тороплюсь их широко обнародовать, идеи на телевидении крадутся проще простого.
И уж совсем курьезный факт. Мне позвонили коллеги из Би-би-си и сказали, что Благоволин вроде бы опроверг слухи о закрытии «Версий». И будто я могу продолжать исполнять свои обязанности. Не могу. Оставаться работать на ОРТ просто негигиенично. Все нормальные люди уже отсюда давно сбежали. Оставшиеся скоро сбегут. Останется лишь та самая кучка дилетантов, которая пришла в охотку поруководить телевидением, — иронично и оптимистично завершил Сергей Доренко свои и чужие версии о «Версиях».
«Версии» в ближайшее время перейдут на НТВ, президент которого Игорь Малашенко с готовностью предложил Сергею Доренко эфирное время. Не самое удобное и смотрибельное — в 0.15. Но и на ОРТ эфир «Версий», бывало, зашкаливал за полночь. Так что зрителей у этой программы не убудет.
Из сетки октябрьского телевещания исчезли не самые бесспорные, но весьма заметные программы. Далека от совершенства программа «Иванов, Петров, Сидоров…». Достаточно наскучил и раздражил Александр Исаевич Солженицын со своими невоскресными проповедями. Были и есть резервы для совершенствования и у программы Сергея Доренко. Но он предпочел их реализацию и развитие на другом канале. Где не оскорбляют самим фактом закрытия передачи, авторы которой узнают об этом в числе последних. Хотя к числу последних причислить их даже при большом желании все-таки невозможно.
Более чем настойчивые попытки связаться с руководителем ОРТ Сергеем Благоволиным оказались несостоятельными: «еще не пришел», «ведет прием населения», «уже ушел»… В дирекции ОРТ по общественным и международным связям, настойчиво предупреждая о неразглашении имени информатора, повторили многое из того, что мы узнали от самого Сергея Доренко. Правда, сделав упор на то, что в конце сентября истекает срок контракта ОРТ с Ren-TV, по которому I канал обязывался показывать и оплачивать столь дорогую и низкорейтинговую программу. На вопрос, сколь она дорога, последовал ответ: «Спросите у Ren-TV».
— Дело не в деньгах, которые ОРТ нам все равно не платило, — сказала руководитель Ren-TV Ирэн Лесневская. — Дело в том, что эта передача стоит столько, сколько стоит. Мы затратили на ее запуск энную сумму, какую нам уже никогда не вернуть. Если бы не поддержка НТВ, мы бы рухнули окончательно.
По той же безымянной информации из ОРТ, удалось выяснить, что «Версии», как правило, сдавались за пять-семь минут до эфира, когда ничего откорректировать и отредактировать было уже невозможно. Это был сознательный эпатаж I канала, нарабатывание себе имиджа гонимого монстром Российского телевидения прогрессивного журналиста.
Вот, пожалуй, последняя версия, красноречиво доказывающая, что людям со своим мнением и своим именем на I канале делать уже нечего.