Что стоит за покушением на Эдуарда Шеварднадзе
Одиннадцать человек ранено в результате взрыва вечером 29 августа у здания парламента Грузии. Среди пострадавших глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе, руководитель его аппарата Петра Мамрадзе, вицеспикер Вахтанг Рчеулишвили, а также несколько охранников грузинского лидера. Состояние здоровья Эдуарда Шеварднадзе, получившего легкие ранения лица и рук, оценивается врачами как нормальное. Через несколько часов после покушения грузинский лидер был выписан из больницы и с утра 30 августа находился в своей резиденции в Крцаниси — пригороде грузинской столицы.
Министр внутренних дел Грузии Шота Квирая в беседе с корреспондентом «Известий» заявил, что террористы взорвали радиоуправляемую мину, прикрепленную к днищу автомобиля «Нива», припаркованного у выезда из парламентского гаража. Взрыв произошел в тот момент, когда Шеварднадзе собирался выехать из парламента во Дворец молодежи, где должна была состояться церемония торжественного принятия новой конституции Грузии.
По словам Квирая, все силы МВД Грузии брошены на поиск террористов, в центр Тбилиси введены войска и бронетехника, перекрыты все выезды из города. Министр утверждает, что уже в ближайшее время удастся выйти на след террористов.
Между тем сам Шеварднадзе расценил этот взрыв как акт, направленный против него лично и против стабилизации в Грузии. Премьер-министр Отар Пацация не исключил возможности введения в Тбилиси чрезвычайного положения. Вопрос о введении чрезвычайного положения будет рассматриваться на экстренном заседании парламента Грузии днем 30 августа.
Непримиримая оппозиция уже поспешила заявить, что этот взрыв — не более чем предвыборный трюк грузинского лидера, который таким образом пытается укрепить свои позиции накануне парламентских и президентских выборов, назначенных на 5 ноября.
Сторонники же Шеварднадзе обвинили в происшедшем мафиозные структуры, во главе которых, по их утверждению, стоит депутат грузинского парламента Джаба Иоселиани. Сам Иоселиани отвергает все обвинения в свой адрес, заявляя, что хоть и является политическим оппонентом Шеварднадзе, но не приемлет в политической борьбе методы террора.
Один из лидеров Союза граждан Грузии, или, как его еще называют, «партии Шеварднадзе», Георгий Барамидзе утверждает, что за этим террористическим актом стоит руководитель грузинской разведки Игорь Гиоргадзе, в прошлом офицер главного разведывательного управления Советской армии.
В связи с покушением на главу грузинского государства на неопределенное время отложена торжественная церемония принятия новой конституции. Официально она была принята парламентом 24 августа, а торжества по этому случаю по просьбе мэра Тбилиси Нико Лекишвили были отодвинуты на пять дней и планировались на 29 августа.
Взрыв у грузинского парламента - шестнадцатый террористический акт в республике за последние полтора года. Последними жертвами террористов стали один из самых перспективных молодых политиков страны Георгий Чантурия и ближайший сподвижник Эдуарда Шеварднадзе Солико Хабеишвили. И, как это принято в постсоветском пространстве, никто не принял на себя ответственность за эти террористические акты. Убийцы не найдены.
Теймураз МАМАЛАДЗЕ, «Известия»
- У меня было такое чувство, будто взорвалась наша машина, -сказал Петра Мамрадзе, руководитель аппарата Шеварднадзе, находившийся в тот миг рядом с ним. Без скидок на шоковое состояние и перенесенную контузию можно утверждать, что взрывали именно эту машину.
Чувство облегчения не заглушает тревоги. Криминально-политический терроризм, угнездившийся в Грузии последних лет, питают столько грязных источников. что разобраться в них нелегко даже самому осведомленному наблюдателю. И эту страшную волну не задавить танками, вышедшими позавчера на улицы Тбилиси. Однако бесспорно одно: проблема безопасности Грузии как государства оказалась теснейшим образом переплетена с проблемой личной безопасности ее лидера.
В мае 1992 года Джеймс Бейкер, тогдашний госсекретарь США, обсуждавший в Тбилиси с Шеварднадзе программу международной помощи Грузии, как бы между прочим обронил в беседе: «Мы озабочены проблемой вашей личной безопасности». Однако Шеварднадзе пренебрег этим явным предостережением и, к ужасу личной охраны Бейкера и раздражению своей, неожиданно для гостя вывел его на бурлившую праздничными шествиями площадь Республики.
В октябре 1992 года, после того как в результате попустительства «наблюдателей» Гагра была сдана «абхазскому батальону» Басаева и омоновцам из Прибалтики, Шеварднадзе вылетел из Сухуми в приграничные с Россией поселки Гантиади и Леселидзе. «Безопасности полета не гарантируем», - заявил командир дислоцированной в Гудауте российской воинской группы. В воздухе вертолет Шеварднадзе был атакован боевым Ми-24 без опознавательных знаков.
В марте 1993 года в окрестностях Сухуми был сбит российский Су-27, пилотировавшийся майором Вацлавом Шипко. Летчик погиб. Шеварднадзе распорядился отправить его тело на базу дислокации. Во время траурной церемонии в Бомбора тамошние генералы клялись отомстить Шеварднадзе - «за все».
Было бы величайшей безответственностью заявлять о «руке Москвы» в теракте 29 августа, но, вне всякого сомнения, обрушенные на «страну Шеварднадзе» беды имеют четко выраженную персональную направленность. Трагизм ситуации усугублен характером внутриполитической ситуации, а вернее, успешными мерами грузинского лидера по ее стабилизации. Удар попытались нанести в момент, когда в конце тоннеля забрезжил свет. Но по-прежнему трудно сказать, чьи пальцы утопливают кнопку взрывных устройств с дистанционным управлением.
По горячим следам взрыва звучат заявления о широком заговоре, цель которого - государственный переворот, упреждающий осенние выборы президента и парламента Грузии. В торопливых аналитических выкладках сквозят «нефтепроводный», »красно-коричневый», «абхазский» следы.
Не решаясь отдать предпочтение какой-либо из этих и других версий, замечу, что в перекрестье геополитического распятия, на котором распластана эта прекрасная несчастная страна, неизменно оказывается ее лидер. И, скорее всего, прицел устанавливает биологический звиадизм — не столько политическое течение, сколько состояние помраченного, ущербного сознания, принадлежность, не ведающая национальных и политических различий.
Два месяца назад над гробом своего друга Солико Хабеишвили, убитого киллерами во дворе его дома, Шеварднадзе неожиданно для всех обратился к убийцам: «Я знаю, вы сейчас слушаете меня. Так вот, вам, трусам и негодяям, наносящим удары исподтишка, я говорю: мы не страшимся вас...»
Как бы ни пытались иные лишить Шеварднадзе этого доминирующего в его характере достоинства - личной отваги, она неисчерпаема. Хочется верить — как жизнь до полной победы. Хочется надеяться — как мужество его Грузии.
Все остальное пока укладывается в короткую информационную строку вчера утром Шеварднадзе участвовал в многотысячном митинге тбилисцев, а парламент обсуждал сложившуюся ситуацию. Шеф безопасности Гиоргадзе, находившийся 29 августа в Москве, вылетел в Тбилиси — «для принятия надлежащих мер».