Россия может остаться без банков, а россияне - без денег
То, что в последние месяцы многие предсказывали, но в реальность чего не верили или не хотели верить, случилось. Многие банки оказались перед лицом банкротства. Межбанковский кредитный рынок , на котором банки дают друг другу деньги или берут друг у друга кредиты, оказался в коматозном состоянии, то есть в состоянии между жизнью и смертью.
В четверг на межбанковском рынке лишь несколько банков продолжали совершать операции, а в пятницу, когда готовился предлагаемый вашему вниманию комментарий, данный рынок может просто умереть. Это значит, что рухнут или уже упали коммерческие банки (и необязательно только мелкие и средние). Причем число банков — кандидатов в банкроты пока не поддается оценке.
Большинство банкиров убеждено, что только экстренные спасательные меры Центробанка и правительства могут спасти положение. Счет идет на дни и часы. В четверг вечером руководители некоторых крупных банков встречались с первым вице-премьером Анатолием Чубайсом, чтобы убедить его в необходимости принятия срочных спасательных мер. Детали этих переговоров неизвестны.
В пятницу утром Виктор Черномырдин провел экстренное совещание с участием ЦБ и представителей крупнейших банков. Предмет совещания тот же — кризис банковской системы. Как сообщил на пресс-конференции по результатам совещания Анатолий Чубайс, правительство принимает срочные меры для нормализации ситуации. Решено также создать рабочую комиссию с участием ЦБ и коммерческих банков для выработки комплекса среднесрочных мер.
Панические настроения, царящие на межбанковском рынке, связаны с тем, что в числе не выполнивших свои обязательства — банки из первой десятки. По рукам дилеров ходит алфавитный список из 40 банков, которые не выполнили свои обязательства на 25 августа. В списке, составленном в алфавитном порядке, есть банки от «А» до «Я», в том числе и всенародно известные. Правда, присутствие в этом списке необязательно означает, что банк упал, но то, что кризис коснулся его (иначе он не рискнул бы своей репутацией невыполнением обязательств), очевидно. А первые сомнения в платежеспособности очень похожи на анекдот о первых признаках отравления. Первый признак — это посинение трупа.
По мнению экспертов, каждый второй (или более того) из крупных московских банков не выполнил свои обязательства. А сумма невыполненных обязательств на сегодня дошла до полутора триллионов. В числе тех, кто в последние дни стабильно не выполняет свои обязательства, называют «Лефортовский», Межрегионбанк и многие другие.
Сегодня проще назвать те банки, которые пока стоят и по своим обязательствам платят. Разные дилеры называют в этой связи разные банки, но чаще всего сходятся на том, что остаются в норме Токобанк, Внешторгбанк, ОНЭКСИМбанк, МФК, Альфа-банк, Промрадтехбанк, Столичный. Список. естественно, неполный.
Кто-то, вероятно, испытывает злорадство: так и надо этим банкам, будут знать, как спекулировать и наживаться... Однако, не исключено, что, когда такой злопыхатель придет к заводской кассе за зарплатой, там не окажется денег.
На сегодня большинство наблюдателей сходится на двух основных сценариях развития событий. Первый — наихудший— состоит в том, что ЦБ и правительство безучастно наблюдают за развитием кризиса или прилагают недостаточные усилия для спасения ситуации. Очень скоро клиенты выстроятся в очереди у банков, требуя назад свои деньги. Банки лишатся своих средств и не смогут выполнять поручения клиентов, в том числе платежи в бюджет. Государство не получает налогов, и власть просто прекращает свое существование. В сравнении с этим сценарием любой результат выборов (если в этом случае до них дойдет дело) покажется просто несущественным событием.
Второй сценарий предполагает если не благополучное разрешение кризиса, то его смягчение. Для этого правительство и ЦБ должны предпринять экстренные спасательные меры. Это тем более справедливо, считает сотрудник Аналитического центра при президенте Михаил Делягин, что одной из причин кризиса являются долги бюджета. Тем не менее некоторые высокопоставленные чиновники считают, что происходящее лишь оздоровит банковскую систему. По мнению Делягина, это, возможно, было справедливо в минувший понедельник, это было сомнительно во вторник, но это стало совершенным заблуждением в четверг.
Представитель банка «Деловая Россия» Александр Савельев не исключает, что правительство заинтересовано в кризисе, который в итоге поможет снизить стоимость внутреннего долга. Зажатые в угол банки вынуждены будут в массовом порядке продавать государственные краткосрочные обязательства (ГКО). В результате их цена резко упадет и их можно будет скупить по дешевке.
Если же власти все же не намерены разорить коммерческие банки, то, по мнению самих банкиров, необходимо было бы использовать хотя бы часть резервов комбанков, находящихся в ЦБ. Кроме того, правительство должно расплатиться по бюджетным долгам в первую очередь с предприятиями — должниками рухнувших банков, такого, например, как Межрегионбанк. И, кроме того, ЦБ мог бы поддержать банки, предоставив им краткосрочные кредиты под залог ГКО или акций самих банков.
Пока из заявлений официальных лиц нельзя сделать вывод, что власти прислушались к предложениям банковского сообщества.