Правительство наступает на те же грабли
В Шахтах повторяется известный сценарий: ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ-ГОЛОДОВКА-АВРАЛ В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ-ПРОКРУЧИВАНИЕ ШАХТЕРСКИХ ДЕНЕГ
143 шахтера и профсоюзных активиста объединения «Росуголь» продолжают голодовку в городе Шахты. Как сообщил наш корреспондент в Ростове Юрий БЕСПАЛОВ, на площади в Шахтах разбит небольшой палаточный городок, где участники голодовки провели предыдущую ночь. Здесь же установлен телевизор-шахтеры с волнением следят за выпусками новостей из столицы.
По словам прибывшего в Москву председателя Ростовского комитета профсоюза горняков Владимира Катальникова, обстановка на шахтах находится «на грани гражданского неповиновения-. Не мудрено: задолженность по зарплате ростовским угольщикам достигла 200 миллиардов рублей. Причины задержки — не только несвоевременное выделение государственных дотаций—„подпорок» для угледобывающей промышленности, но и неплатежи потребителей. Самые отъявленные неплательщики — энергетики, задолжавшие горнякам Ростовского бассейна около 70 миллиардов.
На экстренном совещании у первого вице-премьера Анатолия Чубайса проблема, по словам его участников, была решена в течение получаса. Первый заместитель министра экономики Яков Уринсон посетовал, что правительству вновь пришлось вмешаться, хотя, по его мнению, финансовые вопросы могли быть урегулированы на уровне концерна -Росуголь-, не проявившего должной расторопности.
Как считает Яков Уринсон, несмотря на нынешний кризис, в целом ситуация в Ростовском бассейне изменилась к лучшему по сравнению с февралем, когда основные шахты региона были остановлены на неделю. Протокол, подписанный представителями правительства, «Росугля» и профсоюза горняков, должен разрядить вновь накалившуюся обстановку. Принято решение выделить шахтерам недостающие средства. Причем, по словам первого зам. министра экономики, первые 27 миллиардов были перечислены горнякам еще на прошлой неделе, однако, как обычно, шахтерские деньги доходят до шахт с поразительно большой задержкой. В целом поквартальный график выделения средств на поддержку угольной промышленности будет несколько изменен с тем, чтобы часть денег (примерно 200 миллиардов рублей), предназначавшихся к перечислению в четвертом квартале этого года, ушла к горнякам уже в нынешнем, третьем квартале.
Это не означает, что правительство намерено отступить от провозглашенной жесткой финансовой политики. Решая шахтерские проблемы, федеральные власти, по словам Якова Уринсона, будут оперировать лишь суммами, выделенными на эти цели бюджетом. Что касается дотаций угольщикам в будущем году, то их возможный объем недавно обсуждался правительством, причем «Росуголь» запрашивал на свои нужды 17 триллионов рублей. Яков Уринсон пока отказался назвать цифру, попавшую в проект бюджета-96 в результате этого обсуждения.
Самый больной вопрос: почему средства, выделенные правительством, не сразу приходят к шахтерам? В бюджетном департаменте Минфина корреспондента «Известий- заверили, что все платежные документы по переводу государственных денег горнякам оформляются своевременно, и задержка, судя по всему, происходит не на федеральном, а на региональном уровне: именно там, на месте, чисто технически легко задержать деньги, пустив их не на шахты, а в оборот. Прибыли от „прокручивания“ шахтерских средств, если такие операции действительно проводятся, могут исчисляться миллионами долларов. Мнение финансистов удивительным образом совпадает с подозрениями в адрес местных властей, которые высказывают голодающие шахтеры. Хотя таинственные задержки и даже исчезновения миллиардов, предназначенных угольщикам, случались и раньше, во время аналогичных кризисов в Приморье и Воркуте, толковое расследование так и не было проведено ни одним из государственных органов.
Итак, на сей раз очередных шахтерских волнений вроде бы удалось избежать. Впрочем, одна и та же картина наблюдается из года в год: многомесячные задержки шахтерской зарплаты-забастовки или даже голодовки — правительственный «аврал—выделение денег. Сейчас правительство и „Росуголь“ пытаются совместно исследовать ситуацию в каждом из угольных бассейнов, чтобы найти способ вернуть отрасль к нормальному ритму работы, которого она фактически лишена уже пять-шесть лет. Но множество вопросов по-прежнему остается без ответа. В частности, если не будет решена проблема неплатежей энергетиков угольщикам, зимой шахтеры могут „придержать“ уголь, что заставит мерзнуть жителей многих российских городов.