May 21

Всё дальше и дальше от народа каждая новая модель народного автомобиля «Жигули»


Сергей ЛЕСКОВ, «Известия»


В 1995 году ожидается выпуск опытной партии долгожданной «десятки» Волжского автомобильного завода. Если учесть, что предыдущая новинка АвтоВАЗа появилась на свет уже более десяти лет назад и по всем меркам авторынка изрядно состарилась, то предстоящее событие переоценить невозможно. Рядового же автолюбителя интересует прежде всего вопрос о цене новой модели. И здесь его ожидает сюрприз, который можно сравнить лишь с ощущением солдата, получившего вместо обещанного отпуска три наряда на кухне.

ВАЗ-2110.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, в интервью газете «Волжская коммуна» директор по экономике АО «АвтоВАЗ» Борис Крупенков сказал, что «десятка» будет как минимум втрое дороже нынешних моделей. Если речь о самой дешевой «пятерке», то цена потянет на 20 тысяч долларов. Если сравнение с «девяткой», то — 36 тысяч. При таком масштабе цен надеяться на то, что «ВАЗ-2110» станет «народным» автомобилем, не может даже самый воодушевленный тольяттинский мечтатель.

На автозаводе не устают повторять, что на этой модели можно «въехать в XXI век». Так оно, наверное, и получится, но качество ли машины тому причиной? «Шестерка» не сходит с конвейера уже 20 лет, а ведущие западные автомобильные фирмы предлагают на рынок новую модель раз в полгода, не позволяя ей надоедать покупателю дольше 4-6 лет.

О каких же технических новшествах «десятки» идет речь? В первую очередь конструкторы говорят о 16-клапанном двигателе с инжектором и электронной системой опережения зажигания, о каталитическом нейтрализаторе отработавших газов. Объем 4-цилиндрового двигателя — 1,5 литра, скорость — до 170 км в час, расход бензина — от 7 до 8 литров. Но по-прежнему в машине не будет кондиционера, а электрика (стеклоподъемники, зеркала и т. п.) останется на прежнем уровне. «Десятка» по основным параметрам остается машиной того же уровня, что и привычная автовазовская «классика». Таким образом, если нам и суждено въехать в XXI век на этом авто, то с еще большим отставанием от европейских и японских конкурентов. Сервис же 16-клапанного двигателя станет значительно дороже.

Трудно сказать, чем продиктована названная цена, ведь о рыночном маркетинге что-то не было слышно. Высказываются догадки, что цена сформирована из затратных соображений с целью покрыть гигантскую кредиторскую задолженность АвтоВАЗа — 750 миллионов долларов. Но такой подход грозит сползанием еще ниже — автомобиль на 20 тысяч не тянет. В этой ценовой нише на российском рынке расположились иномарки среднего класса — «фиаты» и «фольксвагены», «тойоты» и «ситроены», «опели» и «ниссаны». При этом качество иномарок -последний простак без труда заглянет в будущее — останется несравненно выше, чем у родной «десятки». Следовательно, выстоять она сможет только за счет дальнейшего ужесточения таможенной войны с иномарками, и без того не знающей аналогов в мировой практике.

В 1995 году в России появится опытная партия «десяток» в количестве до 2 тысяч штук. На АвтоВАЗе говорят: наладим серийное производство — и цена упадет. На поток машина встанет в 1996 году, но цена в нашей стране, как подмечено, никогда не снижается.

Последний, фантастический вариант: экономисты АвтоВАЗа рассчитывают, что в следующем году средняя зарплата в России также возрастет втрое. Пока на самом заводе она составляет около 500 тысяч рублей (100 долларов). После нехитрых арифметических действий желающий может сравнить возможности российского автолюбителя с раздольной жизнью собратьев по колесу из США и Франции, о которых рассказывают наши корреспонденты.

За такую цену на Западе можно купить прекрасную машину


Владимир НАДЕИН, «Известия»


Если у вас есть 20 тысяч долларов наличными, то говорить об этом торговому представителю ни в коем случае нельзя. Джон Экрос, торговый представитель (или попросту продавец) автомагазина «Хонда» на Лэндмарк-плаза, очень милый молодой человек. Но он принадлежит к племени автопродавцов, а потому надует вас за милую душу и с самой приятной улыбкой.

От вашего умения торговаться зависит очень много. Так много, что сказать, какой именно автомобиль стоит 20 тысяч долларов, а какой, скажем, 22 с половиной, на глазок никак нельзя. Все зависит от контакта с дилером, от того, покупали ли вы у него предыдущую машину и будете ли покупать следующую.

Но в стране, где для покупки машины нужен постоянный адрес, не слишком подмоченная кредитная репутация и время, чтобы позвонить по телефону, наличные деньги — это только преимущество, а не обязательное условие. Каждому свое. Пусть кредитные компании и банки мучаются с вами, если вы оказались впоследствии неплатежеспособным. Дилер продаст вам все, что попросите, даже если вы придете в галошах на босу ногу.

И все же 20 тысяч долларов наличными — это вещь. (Говоря «наличными», я имею в виду, конечно, банковский чек, поскольку такую страшную сумму купюрами в Америке может носить при себе только одна категория покупателей планеты — «новые русские»). Имея ее, можно оставить в стороне все 4-цилиндро-вое, все нестереофоническое, все без кондиционирования воздуха, все без контроля крейсерской скорости, все с вручную поднимаемыми и опускаемыми стеклами, все с внешними зеркалами, не управляемыми из кабины, все с неалюминиевыми колесами, все без гидроусиления руля...

Если вы отбросите все эти модели, среди которых есть вполне достойные корейские «элантры» и «сонаты», — все равно у вас останется выбор, от которого разбегаются глаза.

Впрочем, надо привести и ограничения сверху. Сразу отбросьте все «мерседесы», «вольво», «акуры» и «лексусы». Все они вам не по карману. Даже мысленно не приближайтесь к «ягуарам», «роллс-ройсам», «феррари» и «порше». Все эти автомобили относятся к разряду, о которых говорят: если вы спрашиваете «почем?», то эта машина не для вас.

Но Америка ездит на машинах в районе 20 тысяч долларов. Не студенческая Америка, тем более не эмигрантская недавней засылки. Нормальная трудовая Америка рабочих, школьных учителей, продавцов галантереи, осветителей телестудий, ловцов креветок и крабов, нео-перившихся бизнесменов, просто скромных по натуре людей — все это покупатели чего-нибудь вроде бьюиковского «ла-сейбр». К этой категории относятся и рядовые работники автомобильных компаний. Только у них солидные льготы при заказе своих изделий.

Итак, «ласейбр»...

Шесть цилиндров. 270 «лошадей». 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. Стереоприемник (средние волны и УКВ) и стереопроигрыватель. (Если вы умело торгуетесь, в ту же сумму войдет и проигрыватель компакт-дисков). Раздельное кондиционирование позволяет направить прохладную струю на любое место в салоне.

Места водителя и пассажира справа оборудованы воздушными мешками на случай аварии. Тормоза с противоблокирующимся устройством.

Если сиденья из натуральной кожи — цена под 22 тысячи. Если вы совершенный «лопух» и торговаться не умеете — за 25 тысяч. Но это уже несчастный случай.

Аналогичные модели представляют все американские компании. В связи с завершением сезона начинается распродажа моделей 1995 года. Торги этого года оказались менее успешны, чем предполагалось, отчего запасы техники у дилеров весьма значительны. Значит, жди хорошего «сейла». Терпеливые люди только сейчас начинают присматриваться к моделям нынешнего года.

К сожалению, на американском рынке нет аналога «Жигулям» любой из известных мне моделей. Отсюда невозможность проведения корректных сравнений. Хотя в стране немало оригиналов, готовых купить все что угодно, лишь бы отличаться от других, запредельно несопоставимое качество «Жигулей» сделало бы их неприемлемыми даже для самого азартного коллекционера.

ВАШИНГТОН.

«Известия» 15 августа 1995 года