May 20

Борис Ельцин стал на сторону сербов


Константин ЭГГЕРТ, Максим ЮСИН, «Известия»


Если до начала встречи Бориса Ельцина с президентом Сербии Слободаном Милошевичем у кого-то еще оставались иллюзии, что Кремль способен занять объективную позицию в балканском конфликте и тем самым придать вес своим посредническим усилиям, то сегодня последние сомнения отпали. Ельцин безоговорочно стал на сторону сербов, пригрозив в одностороннем порядке отменить санкции против Белграда, введенные Советом Безопасности ООН три года назад при полном одобрении России.

Более несвоевременного заявления трудно себе представить. В последние месяцы главной задачей российской дипломатии было не допустить снятия США эмбарго на поставки оружия в Боснию. При этом представители Москвы с пафосом говорили о необходимости согласованных действий мирового сообщества и недопустимости односторонних шагов. Угроза Ельцина опрокидывает все эти логические построения и фактически толкает Вашингтон на односторонние меры.

Непонятно, каким образом Россия рассчитывает играть в будущем роль посредника, если ее лидер не продемонстрировал даже видимости объективности. После жестких слов, прозвучавших в его адрес в Москве, президенту Хорватии Франьо Туджману будет нелегко принять приглашение прибыть на новые переговоры под эгидой Кремля. А Алие Изетбеговичу российские дипломаты вряд ли сумеют объяснить, почему, клеймя «хорватскую агрессию в Крайне», Ельцин не нашел ни единого слова осуждения преступлений сербов в захваченных мусульманских анклавах.

Представитель США в ООН Мадлен Олбрайт представила Совету Безопасности фотографии массовых захоронений в бывшей зоне безопасности ООН Сребреница, взятой боснийскими сербами в июле. Предполагается, что в могилах — тела почти трех тысяч мусульман, расстрелянных солдатами Ратко Младича.

Французская газета «Либерасьон» добыла показания тех, кому удалось чудом спастись под грудами тел. Свидетели утверждают, что расстрелами руководил лично командующий армией боснийских сербов, незадолго до того пообещавший населению Сребреницы безопасность. Всего в Сребренице и Желе пропали без вести шесть тысяч мусульман, в основном мужчины и юноши, задержанные сербами.

Официальный представитель МИД России Михаил Демурин заявил в связи с этим: «Все факты нарушений международного гуманитарного права должны быть изучены независимыми и беспристрастными экспертами — представителями ОБСЕ, верховного комиссара ООН по делам беженцев и судь ями Международного трибунала».

В то же время на Смоленской площади дают понять, что сомневаются в объективности трибунала, так как, по мнению российских дипломатов, судьи, обвинившие в геноциде лидеров боснийских сербов, до сих пор не рассмотрели аналогичные дела против хорватов и мусульман. Таким образом, МИД вновь продемонстрировал стремление поставить на одну доску несопоставимые по масштабам военные преступления сербов и их противников.

«Известия» 12 августа 1995 года