Хорватия начала массирование наступление против сербов. Это может стать прологом к третьей балканской войне
На рассвете 4 августа хорватская армия начала широкомасштабное наступление на Книн — столицу самопровозглашенной Республики Сербская Краина. После массированной артподготовки, когда за полчаса на город и его окрестности упало более трехсот снарядов, танки и пехота двинулись на сербские позиции.
Насколько можно судить по первым весьма обрывочным и подчас противоречивым сообщениям из зоны боев, атака ведется с двух направлений — из района хорватских городов Госпич и Оточац, где, по данным представителей ООН, наступающим колоннам удалось продвинуться. Пока не поступило никакой информации об ударе с тыла, с территории Боснии, где 10-тысячный хорватский экспедиционный корпус ближе всего продвинулся к Книну.
Президент Хорватии Франьо Туджман обратился к жителям Краины с призывом сложить оружие, пообещав амнистию всем, кто прекратит сопротивление. «Возможности добиться мирного решения проблемы исчерпаны, — заявил Туджман. — Мы были вынуждены принять решение о наступлении, чтобы положить конец продолжавшемуся четыре года расчленению государства и обеспечить возвращение к своим домам беженцев.
Представитель ООН на переговорах по бывшей Югославии Ясуси Акаси, находящийся сейчас в хорватской столице, осудил действия Загреба. По его мнению, наступление предпринято именно в тот момент, когда появились надежды добиться компромисса путем переговоров. Аналогичного мнения придерживается посол Соединенных Штатов в Хорватии Питер Гэлбрейт, только что встретившийся в Белграде с «премьер-министром» Краины Миланом Бабичем и получивший от него обещание, что сербы пойдут на серьезные уступки и начнут переговоры о «мирном воссоединении» с Хорватией. «Я убежден, что заявление Бабича удовлетворяет основным требованиям хорватской стороны. Мы не видим никакой причины для войны», — сказал Гэлбрейт, беседуя с журналистами после аудиенции у президента Туджмана за несколько часов до начала наступления.
Скорее всего, Запад ограничится словесным осуждением Хорватии и не станет вводить против нее экономические санкции или использовать другие жесткие меры воздействия. Главным противником в глазах США и большинства государств Европейского союза остаются сербы, о чем не преминул напомнить Андрею Козыреву американский госсекретарь Уоррен Кристофер, встречаясь с ним несколько дней назад в Брунее.
К моменту подписания этого номера «Известий» Министерство иностранных дел России еще не сформулировало официальную позицию. Представитель департамента информации и печати сообщил лишь, что специальное заявление МИД готовится, но будет оглашено позднее, так как «необходимо получить и обработать данные из зоны конфликта».
С наибольшим интересом ожидается реакция Белграда. Националистические силы давно требуют от Слободана Милошевича вступить в войну на стороне «краинских и боснийских братьев», однако до сих пор президент Сербии проявлял сдержанность. Удастся ли ему отразить атаки радикалов на этот раз? Многое зависит от того, как станет развиваться хорватское наступление.
Если Книн удастся быстро захватить, Белград будет поставлен перед свершившимся фактом, как это произошло в мае, когда хорваты атаковали Западную Славонию, и ограничится словесными протестами. Тем более что непримиримая оппозиция лидеров краинских сербов давно вызывала раздражение Милошевича, несколько раз дававшего понять, что он не против нормализации отношений с Загребом. В конечном счете та часть Краины, на которую сегодня наступают хорваты, не имеет для Белграда стратегического значения. Другое дело Восточная Славония, плодородная область, прилегающая к югославской территории. Если верить информированным источникам в Загребе, Милошевич по неофициальным каналам предупреждал Туджмана, что попытки вернуть этот район приведут к войне между двумя государствами. Судя по всему, хорватский президент прислушался к предостережению: на границе с Восточной Славонией концентрации войск не отмечается.
Главным союзником Краины, во всяком случае в обозримом будущем, станут, безусловно, боснийские сербы. Их лидер Радован Караджич пообещал предпринять все от него зависящее для обороны Книна, а командующий армией непризнанной Сербской Республики Ратко Младич готовит контрнаступление на хорватские войска в Западной Боснии.
В этой ситуации Загребу остается уповать на блицкриг. Лишь стремительный захват Книна позволит упредить Младича, еще не успевшего перебросить на запад Боснии необходимые подкрепления. Не последнюю роль могут сыграть и мусульмане — союзники хорватов. Если они начнут отвлекающие атаки на разных участках фронта, растянутого на сотни километров, сербам, испытывающим острую нехватку солдат, будет крайне сложно снять с позиций значительные силы и направить их в тыл хорватам.
Жители Загреба с ужасом ждут ракетных обстрелов столицы, как это уже было в начале мая в ответ на хорватское наступление в Западной Славонии. Члены семей американских и европейских дипломатов покидают Хорватию. Многие западные авиакомпании объявили о прекращении полетов в Загреб. Россияне, чехи и поляки пока не последовали их примеру.
Как сообщил «Известиям» российский посол в Хорватии Леонид Керестеджиянц, сотрудники нашего посольства пока остаются в городе и продолжают исполнять свои обязанности. Однако на крайний случай подготовлен план эвакуации.