Хлебное дело
Вологодскому губернатору удалось удачно разместить государственный кредит среди родных и близких
В соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 июня 1994 года Вологодская область получила из федерального бюджета 21 миллиард 700 миллионов рублей на решение двух болезненных проблем: крестьяне зерносеющих регионов получат за урожай живые деньги, а Север, где своего зерна мало, будет обеспечен дешевым хлебом и фуражом. Эти «зерновые деньги» поступили в расчетно-кассовый центр головного управления Центробанка РФ по Вологодской области на бюджетный счет финансового управления областной администрации.
Но 1 августа прошлого года финансовое управление открыло себе новый бюджетный счет номер 120001 в промышленно-купеческом банке «Традиция» и перевело туда «зерновые деньги». Часть этих денег в сумме около двух миллиардов рублей по распоряжению администрации области была размещена в «Традиции» на депозитном счете под 100 процентов годовых.
В середине сентября начальник главного управления Центробанка РФ по Вологодской области Валерий Носенков потребовал, чтобы финансовое управление администрации вернуло бюджетные средства в расчетно-кассовый центр, а банк «Традиция» закрыл счет для «зерновых денег». Но власть и банкиры проигнорировали предписание Валерия Носенкова.
В октябре администрация области издала постановление, по которому распорядителем «зерновых денег» определен председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Калябин, а этому комитету предписано в трехдневный срок открыть свой счет регионального фонда зерна все в том же банке «Традиция».
И еще любопытная деталь. 25 июля специальным распоряжением администрации области из «зерновых денег» безо всяких конкурсов были выделены ссуды четырем частным фирмам под 52 процента годовых на общую сумму 8 миллиардов 400 миллионов рублей. И все эти фирмы тоже открыли счета в банке «Традиция».
Напрасный труд связывать высочайшее покровительство этому банку с его экономической мощью.
Среди 22 банков области «Традиция», учрежденная группой физических лиц, с небольшим уставным капиталом и без крупных клиентов занимала до вливания «зерновых денег» весьма скромное место. Вся причина в именах. Вологодского губернатора зовут Николай Подгорное. А совладельца банка «Традиция» — Полиект Подгорное. Они — родные братья.
Кстати, как только федеральные миллиарды поступили на Вологодчину, администрация области специальным распоряжением выделила из них 526 миллионов рублей под 52 процента годовых товариществу с ограниченной ответственностью «Племзавод „Заря“. А председателем правления в этом товариществе — все тот же брат губернатора Полиект Подгорнов.
Пополнив активы «зерновыми деньгами», банк «Традиция» начал щедро одаривать своих учредителей и их родственников долгосрочными ссудами на фантастически льготных условиях: от 1 до 24 процентов годовых. Например. Зинаида Подгорнова, жена Полиекта Подгорнова, получила сто миллионов рублей под 10 процентов годовых.
Когда федеральным «пирогом» насытились близкие губернатору люди, к этому «пирогу» допустили сформированную им же конкурсную комиссию. Судя по протоколам ее заседаний, принцип «своя рубашка ближе к телу» был при дележе «зерновых денег» основополагающим. 7 миллиардов 150 миллионов рублей взяло акционерное общество «Вологдахлебопродукт» (генеральный директор Владимир Якимов — член комиссии). 2 миллиарда 200 миллионов рублей достались акционерному обществу «Вологодский комбинат хлебопродуктов» (генеральный директор Владимир Лысых — член комиссии). 600 миллионов рублей — Вологодскому району (начальник управления сельского хозяйств ва этого района Николай Кабаков — член комиссии). Областной комитет по сельскому хозяйству разместил в банке «Традиция» на депозитном счете в общей сложности около одного миллиарда рублей «зерновых денег» (председатель этого комитета Александр Калябин руководит конкурсной комиссией).
Участникам конкурса тоже кое-что досталось, но по мелочам и далеко не всем. Ушел с комиссии несолоно хлебавши уже знакомый нам генеральный директор «Вологодского хлебокомбината» Владимир Малек.
— Мы до первого июля возили муку за триста километров из Рыбинска, — рассказывает он. -Даже с учетом таких транспортных расходов она была дешевле, чем в Вологде на комбинате хлебопродуктов. А потом ярославский губернатор запретил вывозить муку из своей области. Теперь никуда от вологодских монополистов не денешься.
Два предпринимателя — Владимир Якимов и Владимир Лысых, которые получили самые крупные зерновые кредиты, теперь контролируют производство муки на всей территории области. У Лысых — мощный комбинат хлебопродуктов в самой Вологде. А от поставок зерна Якимовым полностью зависят комбинаты хлебопродуктов в Череповце и Шексне. Он продает им зерно по 600 тысяч рублей за тонну (это без учета НДС и спецналога).
— А мне предлагают пшеницу с Кубани и Казахстана гораздо дешевле, — говорит генеральный директор АО «Вологодский хлебокомбинат» Владимир Малек. — Но где я возьму деньги, чтобы купить? Попросил у комиссии по «зерновым деньгам* триста миллионов — не дали.
С февраля в Вологде работает областной филиал Федеральной продовольственной корпорации. Зига корпорация, созданная при Министерстве сельского хозяйства, имеет подобные филиалы практически по всей России и занимается тем, что закупает у крестьян их продукцию в федеральный и региональные фонды. Профессионалам из корпорации очень не понравилось, как в Вологде распоряжаются «зерновыми деньгами». И они предложили властям свои услуги, мотивируя это тем, что корпорации как предприятию государственному запрещено делать наценку более трех процентов, а значит, закупленное ею зерно будет более дешевым, чем у частных посредников. Руководители вологодского филиала корпорации подготовили проект постановления губернатора, по которому этот филиал назначается генеральным заказчиком по закупкам зерна. Иначе говоря — главным распорядителем «зерновых денег». Проект постановления был согласован в причастных к хлебу и деньгам комитетах и управлениях областной администрации. А губернатор Николай Подгорное его не подписал.
Покупка льготным кредитом Сегодня для дискредитации политического противника вовсе не обязательно собирать на него компромат. Гораздо эффективнее подсунуть этому противнику льготную ссуду. Выше я упомянул четыре частных фирмы, которым администрация области выделила в общей сложности 8 миллиардов 400 миллионов ‘•зерновых денег». Одна из этих фирм, «Провинциал», принадлежит популярному в Вологде бизнесмену и политику Михаилу Сурову.
Он — лидер очень деятельной общественной организации «Вологодское народное движение». На выборах в законодательное собрание области Суров выиграл у кандидата, на которого рассчитывала областная администрация. В качестве депутата Суров энергично занялся реформированием местных налогов, и эта его деятельность грозила ущемить экономические интересы местной правящей элиты.
Как правило, в провинции уверенно чувствует себя лишь тот бизнесмен, у которого есть доступ к бюджетному «кранику». Прошлым летом губернатор подсунул этот «краник» в виде 400 миллионов рублей всего под 52 процента годовых Михаилу Сурову. Причем комиссия по распределению -зерновых денег», зная, видимо, проблемы Сурова, записала в своем протоколе от 20 июля, что 400 миллионов рублей выделены ему вовсе не на зерно, а «для закупа продтоваров». Проще говоря, власть санкционировала использование целевого федерального кредита не по назначению.
Суров быстренько расплатился с крупными долгами и провернул несколько выгодных сделок по закупке сахара, джема, сигарет, подсолнечного масла и соков. А когда кредит был потрачен, даже те, кто выдал его именно на продтовары, начали обвинять Сурова за использование «зерновых денег» не по назначению.
Удар, что и говорить, мастерский. Сейчас, в преддверии выборов в Госдуму, Михаил Суров ведет себя по отношению ко всему, что делают губернатор и его окружение, весьма лояльно.
Никогда прежде, собирая информацию, я не сталкивался с такой плотной круговой обороной, какую заняли областные чиновники в ответ на мои попытки выяснить судьбу «зерновых денег».
Надежда Волиловская, заместитель начальника финансового управления администрации области: распорядителем средств, поступивших на счет регионального фонда зерна, определен Калябин. Обращайтесь к нему.
Александр Калябин, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию: и вы туда же с проверкой… Подождите, все проверки закончатся, тогда я дам информацию. А то что-нибудь вам скажу, а оно будет не так.
Валентин Ловчиков, первый заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию: обратитесь в КРУ, мы всю информацию передали туда.
Александр Коноплев, главный контролер-ревизор КРУ Минфина РФ по Вологодской области: мне поручили провести поверку и доложить руководству, я так и сделал. А предоставлять вам информацию я не уполномочен. Обратитесь к руководству управления финансов администрации области…
Господа чиновники даже депутатов законодательного собрания области не жалуют.
— По закону администрация области обязана предоставлять нам подробную информацию об использовании бюджетных средств, — говорит депутат законодательного собрания Владимир Буланов. — А на деле мы не можем добиться внятного ответа ни на один касающийся денег запрос. Спрашиваем: как использованы целевые кредиты, выделенные из федерального бюджета на закуп зерна? Отвечают: такие средства из областного бюджета не выделялись… Мы им про Фому, они нам про Ерему.
В Вологодской области, по мнению депутата Буланова, исполнительная власть вышла из-под всякого контроля власти представительной. Всеми бюджетными средствами распоряжается один человек — губернатор. Поэтому нечего удивляться сращиванию власти с коммерческими структурами и личному обогащению иных персон за счет налогоплательщиков.