May 18

Трагедия на пограничной заставе острова Попова


Дмитрий ЛАТЫПОВ, журналист


Кровавую бойню своим сослуживцам на пограничной заставе Посьетского погранотряда, который расположен на острове Полова, неподалеку от Владивостока. рядовой Вячеслав Бугаков устроил рано утром. Свободные от службы пограничники мирно спали. Тем временем В.Бугаков, сменившись после дежурства, отправился на заставу. Автомат он сдавать не собирался, и первыми его жертвами стали часовой на вышке и дежурный по части. Встревоженный автоматными очередями, на территории появился начальник заставы майор Александр Головизнин и тут же упал, сраженный пулями. Среди расстрелянных также сержанты Александр Колядный, Владимир Решетников, рядовые Роман Прохоров и Дмитрий Попов. Различной тяжести ранения получили сержанты Бакзет Аубакиров, Павел Федоров, младший сержант Алексей Послеянов, рядовой Евгений Колегов, жена военнослужащего Наталья Демиденко и 12-летний сын погибшего начальника заставы Дима Головизнин. Расстрел на заставе продолжался на протяжении нескольких часов. Поэтому, привлеченные стрельбой, пострадали члены семей военнослужащих.

Посчитав, что дело кончено, В.Бугаков решил покинуть остров. Сделать это было нетрудно. Обычно летом на Полове много отдыхающих, которых привлекает чистое море и нетронутая природа. Поэтому убийца знал, что на берегу он найдет немало плавсредств для переправы на материк. Вскоре он наткнулся на компанию отдыхающих. Передернув затвор автомата, В.Бугаков потребовал у них моторную лодку. Но здесь ему не повезло: отдыхающие оказались сотрудниками милиции. И это обстоятельство предотвратило цель дальнейших убийств. Отдыхающие разоружили В.Бугакова. В магазинах его автомата оказалось еще около 40 боевых патронов.

Что побудило рядового В.Бугакова совершить эти страшные и бессмысленные убийства? В письменном обьяснении он говорит, что его, якобы, один из сослуживцев заподозрил в доносительстве. И пообещал всей заставой устроить ему обструкцию. Это, якобы, и побудило его взять автомат и наказать обидчиков.

Среди причин, толкнувших рядового на убийство, в пресс-релизе Тихоокеанского пограничного округа называют также нездоровые отношения между родителями, которые сообщили ему в письме о своем намерении развестись. Здесь же сообщается о том, что предварительные разбирательства выявили ряд весьма тяжелых проступков. Оказывается, В.Бугаков за год с небольшим уже трижды пытался самовольно оставить часть, имитировал попытку суицида. Разве это не должно было насторожить командование? Оно же официально заявляет: «Неуставных взаимоотношений в воинском коллективе не выявлено. Признаков физического издевательства над рядовым Бугаковым не обнаружено. Значит, «дедовщины» нет, а во всем виновата семья, которая проживает в Хакасии.

Как сообщил прокурор Тихоокеанского пограничного округа С.Кайтаджан, по факту трагических событий на заставе возбуждено уголовное дело по четырем статьям: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение оружия, дезертирство, нарушение правил несения пограничной службы. Во Владивосток прибыла комиссия из Москвы во главе с начальником главного штаба погранвойск РФ генерал-полковником А.Тымко.

Чтобы дополнить картину трагедии, я попытался поговорить с ранеными, которые размещены в лечебных учреждениях Владивостока. Например, сержант Павел Федоров находится в реанимации главного военно-морского госпиталя ТОФ. У него прострелены грудь и ноги. При мне его стали готовить к срочной операции и, естественно, поговорил» не дали. Надо сказать, и остальные раненые так же надежно ограждены от журналистов.

ВЛАДИВОСТОК.

Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС 31 июля из Черногорска (Республика Хакасия), новость о трагедии на острове Попова в заливе Петра Великого, пока не получила заметного резонанса в Черногорске — городе, откуда Бугаков призывался на службу, хотя о случившемся не раз за последние два дня сообщали по радио и телевидению.

Первыми о причастности к трагедии в Приморье черногорского призывника благодаря телефонному звонку с главного выпуска службы новостей ИТАР-ТАСС узнали сотрудники местного военкомата. Корреспонденту агентства сообщили, что Бугаков по профессиональным, личностным и прочим данным ничем не отличался от других призывников. Больше того, психологическое тестирование показало, что он весьма коммуникабельный, подготовленный к восприятию трудностей молодой человек. Потому и получил допуск на службу в погранвойсках.

Потрясены известием родители Бугакова, узнавшие о случившемся от корреспондента ИТАР-ТАСС. Труднообъяснимым поступком назвал действия Вячеслава его отец, Виктор Афанасьевич, 47 лет, работающий на поливе в поселке дачников (здесь, на дачах, он и живет постоянно). Мать военнослужащего — Людмила Александровна, 40 лет, работает штамповщицей в кооперативе по производству автомобильных деталей. Кроме Вячеслава, в семье еще двое детей — десяти и семнадцати лет.

«Известия» 1 августа 1995 года