May 12

Дудаев отвергает нулевой вариант. Поиски компромисса продолжаются


Игорь РОТАРЬ, журналист


Третий раунд переговоров между российской и дудаевской делегациями, судя по всему, перешел в новую стадию. Главным камнем преткновения стало несогласие дудаевской делегации признать так называемый нулевой вариант: нынешнее и предыдущее правительство уходит в отставку, на назначенных на 5 ноября выборах формируется новое коалиционное правительство, куда войдут представители всех политических сил республики.

2 июля российская делегация потребовала, чтобы Джохар Дудаев заявил наконец о своем отношении к нулевому варианту. В ответ глава дудаевской делегации Усман Имаев заявил, что Джохар Дудаев согласен обсудить этот вопрос с членом российской делегации Аркадием Вольским. В тот же день Вольский выехал на встречу с Джохаром Дудаевым. 3 июля Вольский вернулся в Грозный, однако согласия Дудаева на нулевой вариант члену российской делегации получить не удалось.

Итак, за неделю переговоры фактически не сдвинулись с мертвой точки. Пожалуй, единственное, о чем удалось договориться противоборствующим сторонам, — это прекращение военных действий и выработка механизма разоружения. Предполагается, что разоружение начнется с южных горных районов, где сосредоточены основные силы боевиков, и постепенно распространится на всю территорию Чечни. Войска выводятся из конкретного района сразу же после разоружения местных дудаевских боевиков.

— Как доказательство нашей доброй воли мы вывозим часть боевой техники и уничтожаем ее в городе Грозном, - торжественно заявляет журналистам глава дудаевской делегации Усман Имаев.

В действительности же уничтожение боевой техники не более чем пропагандистское шоу, на которое заранее приглашен многочисленный журналистский корпус, освещающий ход переговоров в Грозном.

— О каком прекращении огня может идти речь — установки «Град» в горах работают практически непрерывно вдоль всей линии фронта, — рассказывает мне корреспондент «Вестей» Сергей Зелин, только что возвратившийся из Веденского и Ачхой-Мартановского районов, где расположены основные базы боевиков. — Когда мы подъехали к последнему российскому посту, военнослужащие открыли огонь по нашей машине. Внятных объяснений, почему обстреляли машину, идущую с «освобожденной» территории, мы так и не получили.

Вообще вышедшие нам навстречу военные производили очень странное впечатление.

— Понюхайте, пожалуйста,— из ущелья идет устойчивый трупный запах. Когда какой-нибудь бородач спускается с гор, мы его расстреливаем на месте без лишних разговоров. А чего церемониться, не бреется, значит, боевик, — сладострастно улыбаясь, говорит нам громадный контрактник.

Декларация о прекращении огня взбудоражила население республики. Местные жители распознают журналистов мгновенно.

— О чем речь, Игорь? Конечно же, перемирие нарушается, - даже и не пытается опровергать мои аргументы премьер-министр Чеченской республики С. Хаджиев.

Если же не соблюдается перемирие, то очевидно, что о про-декларируемом разоружении не может быть и речи.

Ходу переговоров не помогает и произвол федералов даже в спокойной по местным меркам чеченской столице. Так, ночью 2 июля с одного из блокпостов внутренних войск Российской Федерации были в упор обстреляны две машины. В результате погибли женщина с грудным ребенком и четверо мужчин.

Утром, когда мы подъехали к месту происшествия, толпа чуть не растерзала ни в чем не повинных милиционеров-чеченцев, обвинив их, что они работают на оккупантов. Подобные действия федералов в первую очередь вредят именно тем политическим партиям республики, которые выступают за то, чтобы Чечня оставалась в составе России.

На следующий же день после случившейся трагедии представители дудаевской делегации зачитали заявление-протест, говорит мне представитель от общественных движений Чечни на переговорах Шамиль Бено.

Тем не менее российская делегация не теряет оптимизма.

— С декабря месяца не было столь удачного момента для начала переговоров, как сегодня. Этому способствовало много факторов, в том числе и изменение общественно-политической ситуации в стране, — говорит мне первый заместитель главы территориального управления Российской Федерации Чеченской республики Владимир Зорин. — Уступчивости дудаевцев, по мнению российской стороны, способствует и их тяжелое военное положение. Сегодня Д.Дудаев контролирует лишь 5 процентов территории, его армии не хватает не только боеприпасов, но даже элементарного продовольствия.

— Когда я ездил на переговоры к Аслану Мосхадову, нам подавали очень скромный обед. Я хорошо знаю Восток и сразу понял: что если хозяин так принимает гостей, то дела у него идут очень плохо, — делится своими наблюдениями один из руководителей территориального управления.

Срыв же переговоров скорее на руку Москве, чем Дудаеву. 5 ноября выборы в Чечне состоятся вне зависимости от результатов нынешней встречи. Наивно думать, что за это время ситуация на фронте переменится в пользу Дудаева. Если же соглашение так и не будет достигнуто, то сторонники чеченской независимости не смогут участвовать в выборах и, следовательно, получить часть мест в новом парламенте.

ГРОЗНЫЙ.

«Известия» 4 июля 1995 года