May 10

Ельцин сохраняет правительство, и угрожает Думе роспуском


Ирина САВВАТЕЕВА, «Известия»


На вчерашнем расширенном заседании правительства Российской Федерации исполнительная власть определила стратегическую линию своего поведения в ситуации резко обострившейся политической конфронтации с властью законодательной. Вопрос в том, хватит ли президенту и правительству политической воли для того, чтобы эту линию выдержать.

А стратегия представляется следующей. Демонстративное игнорирование решения Госдумы об отставке правительства.(Борис Ельцин: «Не могу согласиться с таким решением Госдумы. На основании своих конституционных полномочий заявляю, что правительству Черномырдина доверяю»).

Откровенное противодействие в этом вопросе замитинговавшимся депутатам с позиции силы.(«Существуют другие конституционные процедуры для продолжения работы правительства в нынешнем составе». — Очевидно, намек на право президента распустить Госдуму, если она вторично вынесет вотум недоверия кабинету Черномырдина).

А самое главное — ставка на продолжение нынешней экономической политики, и прежде всего на формирование и претворение в жизнь концентрированного ее выражения — политики бюджетной. Рискнем предположить, что о бюджете на заседании правительства говорилось так много не только потому, что представление «Бюджетного послания» президента было официальной темой повестки дня.

После выступлений президента Союза губернаторов России Анатолия Тяжлова и Егора Строева, президента ассоциации «Нечерноземье», — выступлений, не сопровождавшихся, вопреки традициям, стонами и плачами по поводу разрушенной экономики, но целиком сконцентрированных на проблемах формирования и исполнения бюджета, — после всех этих сугубо деловых речей, расцвеченных, впрочем, отдельными панегирическими пассажами в адрес Черномырдина, возникло ощущение, что намечается новая тенденция во взаимоотношениях с властями региональной, а возможно, и отраслевой элит.

Эти отношения, похоже, будут строиться на преимущественной поддержке исполнительной власти в ее политической потасовке с властью законодательной, митингующей уже на грани клоунады и фарса. (Призывы Тяжлова к Думе «заняться конкретным делом» принятия законов и прекратить раздувать свою предвыборную кампанию на критике «профессионального правительства»). А главным полем обновленных взаимоотношений станет бюджет.

Безусловно, в таком повороте событий есть свои плюсы. Бесконечные, абсолютно бездарные и бессмысленные популистские дискуссии сменятся наконец более или менее профессиональным разговором на тему доходов-расходов и налоговой дисциплины. Однако вряд ли в результате этих изменений проведение жесткой финансово-бюджетной политики станет для правительства более простой задачей. Тот же Егор Строев не преминул напомнить в своем выступлении о необходимости финансировать очередную программу. Можно представить, какой вой и стон поднимутся только вокруг одного-единственного решения, которое правительство намерено провести в процессе формирования бюджета следующего года, — решения об отмене целевых, отраслевых и внебюджетных фондов.

Хватит ли исполнительной власти политической воли для того, чтобы продолжать намеченную экономическую политику? Покажет время. Безусловно, удар, нанесенный Думой, направлен на то, чтобы ослабить Черномырдина, сделать его более покладистым в вопросах проведения экономической политики. Однако многоопытный премьер, похоже, намерен укреплять свои позиции на политической арене за счет дивидендов, заработанных им в результате освобождения заложников в Буденновске. В докладе, сделанном на заседании правительства, Черномырдин, кажется, впервые за всю историю своего премьерства позволил себе затронуть интересы силовых министров, взять на себя право давать оценки, и вовсе не лестные, их деятельности.

Вопрос в том, поддержит ли премьера в этом начинании президент. Вчера на расширенном заседании правительства Ельцин выразил недовольство работой ФСК, МВД, Минобороны и Федеральной пограничной службы. Президент обещал, что на ближайшем заседании Совета безопасности, которое состоится 29 июня, «видимо, придется принять решения по некоторым руководителям министерств».

В этот же день правительство Черномырдина в соответствии с ч.4 статьи 117 Конституции РФ поставило перед Государственной думой вопрос о доверии. Это решение было единогласно принято всеми членами Кабинета министров на закрытом заседании правительства России.

Решение президента относительно результатов будущего повторного голосования Госдумы по доверию правительству будет зависеть от решения Государственной думы, и она «может сама себе подписать приговор»,— заявил президент России Борис Ельцин, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС. Если Дума не хочет роспуска, то «пусть она не распускает правительство», пояснил президент.

«Известия» 23 июня 1995 года