April 28

Асахара арестован, но еще долгое время Японию будет олицетворять человек в противогазе


Сергей АГАФОНОВ, «Известия»


16 мая в Японии по подозрению в организации и планировании массовых убийств был арестован основатель и глава религиозной секты «АУМ синрикё» Сёко Асахара.

Еще не было шести часов утра, когда стартовал массовый полицейский рейд в 130 местах по стране — накануне прокуратура выдала ордера на арест 40 членов секты, подозреваемых в производстве боевых отравляющих веществ и проведении террористической акции в токийском метро 20 марта. Первым в этом списке значился Сёко Асахара.

Асахара не появлялся на публике уже два месяца, ходили самые разнообразные слухи о его местонахождении и намерениях, писали, что гуру предпочтет покончить с собой, нежели даться в руки властям. Гуру, почти слепой от рождения и страдающий прогрессирующим циррозом печени, предпочел с жизнью не расставаться. Он был найден после пяти часов напряженных поисков в шестом блоке комплекса «АУМ синрикё» в деревне Камикуисики. Полиция знала о том, что Асахара находится именно в этом здании, но обнаружить потаенную комнату в мезонине оказалось непросто — пришлось прорубаться через стальные стены, хитроумные бетонные укрепления и проламывать последний барьер кувалдами. Гуру занимался медитацией в мрачном тайнике один, облаченный в фиолетовые одежды. Сопротивления при задержании не оказал.

Асахару погрузили в бронированный зарешеченный полицейский микроавтобус и в сопровождении нескольких десятков патрульных машин повезли в главное полицейское управление в Токио. В целях безопасности скоростная магистраль (одна из самых оживленных, кстати) была полностью перекрыта, в пасмурном небе было тесно от вертолетов.

После того, как Асахара без приключений был доставлен во внутреннюю тюрьму главного полицейского управления, со специальным и несколько странным заявлением перед репортерами выступил глава японского кабинета министров Мураяма, который, выразив удовлетворение удачным арестом лидера «АУМ синрике», призвал в то же время к бдительности, отметив, что опасность новых террористических вылазок со стороны фанатиков исключать нельзя. В этой связи, согласно заявлению премьера, в стране какое-то время еще сохранится усиленный режим безопасности, полицейский патрульный корпус будет усилен людьми (в дополнительные охранные наряды мобилизовано около 80 тысяч стражей порядка).

Для широкой публики такой текст прозвучал не слишком оптимистично, и из недр следствия в связи с этим в прессу поступила экспертная информация, которая ненужный ажиотаж несколько сбивает: у остающихся в подполье боевиков (не реализованными пока остались около 20 выписанных прокуратурой ордеров на арест) нет под рукой годных к использованию запасов зарина.

Такая версия воспринята общественностью со вздохом облегчения, но скептики напоминают, что для «АУМ синрикё» на зарине свет клином не сошелся — криминальное братство занималось экспериментами и с другими отравляющими веществами. Со скептиками спорить сложно — ведь, помимо трагического инцидента с зарином в токийском метро, нераскрытыми пока еще остаются попытки терактов на вокзалах в Иокогаме (там был применен, по оценкам специалистов, фосген) и в Синдзюку (здесь едва не привел к трагедии цианистый газ).

Из видных деятелей движения не арестован только бывший шеф российского отделения секты Фумихиро Дзёю, у которого по «газовым делам» имеется алиби — его просто не было в Японии в то время, когда ни в чем не повинные люди по воле «учителя» мучились и умирали, наглотавшись зарина в столичной подземке. В перспективе, однако, такое алиби глядится неважно, поскольку самому теракту в метро предшествовал протяженный этап подготовки, о которой глава российского отделения не мог не знать. К тому же за сектой тянется длинный шлейф других криминальных историй.

От «ветви буддизма» и «новой религии» при этом не остается ровным счетом ничего, и именно поэтому сегодня японскими властями принято решение начать процедуру формального запрещения секты, лишения ее статуса религиозной организации и ликвидации всех организационных подразделений «АУМ синрикё».

ТОКИО.

«Известия» 17 мая 1995 года