Жизнь и смерть Ивана Лапшина
Памяти актера Андрея Болтнева
В работе над фильмом «Мой друг Иван Лапшин» у меня постоянно возникало ощущение, что на нем изначально стоит отметина смерти. Эту повесть мой отец написал о реальных людях — следователях, журналистах, которым в 1935 году был еще неведом трагический финал собственных судеб. Смерть выкосила почти всех несколькими годами позже. А за двадцать лет существования картины не осталось и большинства из тех, кто ее делал. Одни покинули страну, другие — этот мир. Не дожив до пятидесяти, ушел и наш главный герой — Андрей Болтнев.
Мы пригласили Андрея на роль Лапшина, когда он был актером Новосибирской драмы. А конкурировать на пробах ему пришлось с мощными, известными исполнителями. Он победил в этой борьбе. Победил не умением и даже не талантом, а своими человеческими качествами — бесхитростностью и природной чистотой. Нам нужен был именно такой Лапшин: большой начальник, железная личность в кожанке, в определенном смысле, конечно же, — палач, не сумевший вызвать в любимой женщине ответного чувства и даже не подумавший, будто это чувство можно пробудить силой или купить… Нужен был герой, о котором не стыдно было бы сказать: «Мой друг Иван Лапшин». Потому что в истории нашей страны палач и жертва очень часто сосуществовали в одном лице.
Андрей Болтнев абсолютно не обладал приспособляемостью, жизненной цепкостью. Проведя последнее десятилетие жизни в Москве, он так и ухитрился умереть без московской прописки. К сожалению, люди такого качества, такой степени внутреннего достоинства не живут долго.
Я снимал в «Лапшине» двух Андреев — никому тогда не известного Болтнева и суперпопулярного Миронова. На площадке говорили, для меня это счастье — находиться между двумя тезками. Наверное, так оно и было. А Миронов и Болтнев — очень разные, не похожие друг на друга, погибли сначала на экране, а потом в жизни — практически в одном возрасте. Возможно, в этом каким-то образом повинен «Иван Лапшин»…