Сгорело здание, но не банк
В прошлом номере нашей газеты мы сообщили о пожаре в Промстройбанке — не только одном из крупнейших по активам в России, но и имеющем самую большую филиальную сеть в нашей стране. Ровно через сутки после его начала мне удалось встретиться с председателем банка Яковом Дубенецким.
ПРИЧИНЫ ПОЖАРА. Как заявил Я.Дубенецкий, настораживает то, что очаги загорания возникли практически одновременно сразу в трех местах на двух разных этажах — третьем и шестом. Но если это поджог, то кто его мог совершить? На банк не было «наездов» мафиозных структур, хотя недовольных клиентов, особенно должников, есть немало. И у них была возможность посещать различные подразделения Промстройбанка.
Впрочем, у следственной бригады пока нет конфетных данных, чтобы говорить об умышленном поджоге. Возможно, было короткое замыкание в электросети, и огонь мгновенно распространился по мощным вентиляционным каналам, забитым пылью, которая, свидетельствуют пожарные, горит с такой же скоростью, как тополиный пух.
УЩЕРБ. В результате пожара полностью выгорели четыре верхних этажа правого шестиэтажного крыла Промстройбанка. По предварительным оценкам, на восстановление здания потребуется около 10 миллионов долларов.
Я.Дубенецкий считает, что это не может решающим образом повлиять на платежеспособность банка. Хотя, по его мнению, в такой ситуации Центробанк должен оказать Промстройбанку помощь — скажем, дать возможность использовать часть своих обязательных резервов в ЦБ. И такая поддержка, скорей всего, будет оказана. Во всяком случае, находясь в зарубежной командировке, исполняющая обязанности председателя ЦБ Татьяна Парамонова нашла возможность дозвониться до руководства Промстройбанка, чтобы обсудить ситуацию.
ЖЕРТВЫ. В результате пожара погиб один человек — работник Госкомоборонпрома Александр Храмов. Как сказал Я.Дубенецкий, А.Храмов вместе с пятью работниками банка вел переговоры. Группой они начали уходить и от пожара, но уже тогда дыма и пыли было столько, что в тридцати сантиметрах ничего не было видно. А.Храмов отстал и заблудился в незнакомых коридорах.
Его искали, но когда нашли, он уже задохнулся от дыма.
Руководство банка решило выплатить семье пострадавшего разовую компенсацию и, кроме того, взять ее на содержание в связи с потерей кормильца.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КЛИЕНТОВ. Несмотря на значительный ущерб для банка, к счастью, удалось вынести все счета, документацию, материальные ценности клиентов. Причем, как отметил Я.Дубенецкий, многие сотрудники банка буквально рвались в огонь, хотя были отмечены и попытки мародерства.
Пожар не затронул и операционное управление, что позволит банку уже в начале следующей недели начать полномасштабное обслуживание клиентов. Для рядовых граждан сообщим, что их будут принимать с тыльной стороны банка, для чего надо пройти через арку главного здания. Впрочем, валютное управление уже выдавало вклады людям, скажем, уезжающим за границу. На следующий после пожара день велись расчеты и по однодневным банковским кредитам.
Тем не менее в некоторых филиалах Промстройбанка с утра стояли толпы частных вкладчиков, желающих снять деньги, так что руководству банка пришлось перебрасывать туда значительные суммы наличности. Но когда люди увидели, что выплаты производятся, ажиотаж спал. Я.Дубенецкий уверен, что клиенты останутся им верны, так как банк был и останется в числе кредитных учреждений самой высокой степени надежности.
УРОКИ ПОЖАРА. К сожалению, пожар показал нашу вековую отсталость. В Москве не нашлось ни одной пенной системы пожаротушения. А чтобы доставить воду, шланги пришлось тянуть аж с Малой Бронной улицы — это несколько сотен метров. Я.Дубенецкий признал, что и сам банк не очень был готов к такой ситуации, и впоследствии необходимо будет резервирование информационных, коммуникационных систем, повысить надежность защиты всех ценностей, в том числе документации.